Проблема вынужденных переселенцев и временно перемещенных лиц была и остается одной из самых актуальных проблем для республики Ингушетия, что подтверждается регулярными обращениями граждан в аппарат Уполномоченного по правам человека в Республики Ингушетия (в 2011 году — 140 обращений, в 2012 году — 135 обращений), но и не только. Очень часто по данной проблеме люди обращаются и в аппарат Уполномоченного по правам человек в Российской Федерации. Об актуальности проблемы мы убедились и во время проведения в октябре сего года международной конференции омбудсманов, когда жители мест компактного проживания обратились непосредственно к работникам аппарата УПЧ в РФ с жалобой на нерешенность их проблем.
Со своей стороны, учитывая компетенцию омбудсмена республики, мною направлялись многочисленные запросы и на их основе составлялись рекомендации в ФМС РФ по РИ, Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, в судебные органы. Неоднократно, с привлечением представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, с участием самих вынужденных переселенцев, их адвокатов проводились круглые столы в аппарате УПЧ в РИ, по результатам которых принимались и направлялись в органы власти резолюции и рекомендации.
Действительно, такая острота проблемы с вынужденными переселенцами неспецифична для других регионов РФ, однако РИ с момента своего образования столкнулась с ней, когда в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта в Северной Осетии хлынул поток вынужденных переселенцев более 50 тыс. человек. Вторая волна вынужденных переселенцев пошла с 1994 года из Чеченской Республики, после начала первой Чеченской военной компании, и третья волна после начала второй Чеченской компании в 2000 году. Здесь количество вынужденных переселенцев (временно перемещенных лиц) составило несколько сотен тысяч человек.
Таким образом, появление проблемы вынужденных переселенцев в Ингушетии имеет разные причины: первая причина — это последствия межнационального конфликта в Северной Осетии:
На сегодняшний день в республике находится 2458 семей (13511 чел.) пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта и проживающих в местах компактного проживания и в снимаемом жилье. Из указанного числа граждан статус вынужденного переселенца имеют 711 семей (1905 чел.). В результате соцопроса, проведенного Миннац РИ в отношении указанной
категории граждан установлено, что более 90% пострадавших граждан изъявило желание возвратиться в места своего постоянного проживания. Несмотря на все усилия властей Ингушетии большинство населенных пунктов в Пригородном районе и г. Владикавказе остаются закрытыми для возвращения вынужденных переселенцев ингушской национальности. В тоже время власти Республики Ингушетия, несмотря на непопулярность данной меры, заявило о признании территории Северной Осетии и ее сложившихся границ на сегодняшний день.
Решение указанной проблемы возможно путем принятия следующих мер:
1. Создание межведомственной рабочей группы при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе по вопросам координации работы, связанной с ликвидацией последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 и развития сотрудничества между республикой Ингушетия и Республикой Северная Осетия-Алания.
-г
2. Обеспечение беспрепятственного возвращения вынужденных переселенцев из РСО-А в места прежнего постоянного проживания, открыв полностью закрытые населенные пункты: с.Ир, с.Октябрьское, п.Южный, Хутор-Попов, с Терк, с. Чернореченское, г.Владикавказ, частично закрытые: с.Чермен, с. Камбилеевское, с.Тарское;
3. Проведение работы по принятию «Комплексной программы (плана мероприятий) социально-экономического развития населенных пунктов Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в местаx совместного проживания граждан ингушской и осетинской национальностей на 2010-2012 годы», включив в нее населенные пункты, административно входящие в город Владикавказ.
4. Отмена изменений, внесенных в «Закон о вынужденных переселенцах» (№4530-1 от 19 февраля 1993г.) федеральным законом №274 от 16 октябри 2010г., согласно которым вынужденным переселенцам предоставляются социальные выплаты только на приобретение жилья, тем самым вынуждая их отказаться от возвращения в места своего постоянного проживания. _
5. Отмена пункта 5 Приказа ФМС России №83 от 7 апреля 2008 года «О вопросах организации оказания государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.», на основании которого возвращение вынужденных переселенцев в места своего постоянного проживания поставлено в зависимость от желания и согласия глав АМСУ и граждан осетинской национальности;
6. Принятие мер по отмене положений постановления Правительства РФ №274 от 06.03.1998г., устанавливающих ограниченные сроки подачи вынужденными переселенцами документов для получения господдержки в жилищном обустройстве. В результате 2458 семей пострадавших граждан не успели реализовать свое право, на господдержку, так как срок подачи документов ограничен первым июля 2008 года.
7. Внесение изменений и дополнений в постановление Правительства РФ №274 от 06.03.1998г., предусматривающих выплату компенсации за потерянное имущество в ходе осетино-ингушского конфликта 1992г. Согласно пункту 4 подпункта 1 Закона о вынужденных переселенцах (№4530-1 от 19.02.1993г., №186-ФЗ» от 23.12.2003г.):
«Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают содействие вынужденном переселенцу в возвращении оставленного им на территории РФ имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу в соответствии с законодательством РФ выплачивается компенсация».
8. Предусмотреть в постановлении Правительства РФ от 06.03.1998г. №274 индексацию денежных средств по ранее оплаченным банковским счетам с 1 апреля 2003 года (979 семей), так как денежные средства по этим банковским счетам были выплачены без учета индексации. В настоящее время в населенных пунктах РСО-А находятся более 600 домов недостроенных из-за нехватки денежных средств (из-за роста цен на строительные материалы в период строительства), в частности в с.с.Тарское — 109, Редант II– 7, Камбилеевское — 11, Куртаг – 168, Балта — 10. Карца – 176, Дачное — 113, Донгарон — 13;
9. Передача в безвозмездное пользование выделенное временное жилье лицам, проживающим в данное время в них, т.к. многие из них обложены кирпичом, блоком или находятся в недоступном для подъезда спецтехники месте и находятся в состоянии непригодном для дальнейшего перераспределения и транспортировки;
Вторая причина проблемы вынужденных переселенцев в Ингушетии – это последствия наведения конституционного порядка на территории Чеченской Республики.
На территории Республика Ингушетия в настоящее время находится 1103 семьи (11287 чел.) вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание остаться в Ингушетии на постоянное жительство.
Вместе с тем, в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества семей вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилищном обустройстве. Эта тенденция связана с тем, что люди обращаются в суды с просьбой восстановить утраченный статус вынужденного переселенца с одной стороны, и вторая причина это то, что за время нахождения людей в этом статусе (более 20 лет) появились новые семьи, и соответственно увеличивается количество людей, имеющих право на помощь со стороны государства.
Еще одной причиной увеличения количества вынужденных переселенцев, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий является то, что граждане получившие компенсацию в размере 120 тыс. руб. в рамках постановления Правительства РФ №510 от 30.04.1997г. (4445 семей) в судебном порядке восстанавливают статус вынужденного переселенца и свое право на получение средств из федерального бюджета для жилищного обустройства в связи с невозможностью приобрести жилье на полученные денежные средства.
В тоже время, с целью решения проблемы жилищного обустройства вынужденных переселенцев в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации — государственным заказчиком подпрограммы.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, — право па получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Государственная помощь, выделяемая Республике Ингушетия для обеспечения жильем этой категории граждан в рамках подпрограммы незначительна относительно количества семей, нуждающихся в ее получении. Так с 2007 по 2010 годы ежегодно выделялись по одному государственному жилищному сертификату, в 2011 году выделено 19 государственных жилищных сертификатов и 2012 году 51 сертификат, в 2013 году 33 сертификата. Учитывая то, что в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение сертификата значатся более двух тысяч семей, можно сказать, что такими темпами данную проблему решить невозможно.
В этой связи, считаю целесообразным необходимость решения вопроса о выделении республике большего количества государственных жилищных сертификатов для вынужденных переселенцев (до 500 сертификатов в год) и увеличении суммы денежных средств, запланированных на осуществление мероприятий по обеспечению жильем вынужденных переселенцев в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» па 2010-2016 годы, так как его размер был определен из расчета на 1546 семей, состоявших в сводном списке на 2012 год.
Вместе с тем необходимо внести изменения в постановление Правительства РФ от 30 апреля 1997г. №510, устанавливающие размер компенсации, выделяемой в рамках исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м — на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более) и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный по правам человека в РИ Д.Э.Оздоев