Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия по соблюдению экологических прав граждан за 2019 год 

 

Данный специальный доклад посвящен анализу ситуации в сфере экологии, влиянию среды на жизнь и здоровье человека, реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и содержит рекомендации, направленные на совершенствование по обеспечению и защите экологических и связанных с ними прав жителей республики Ингушетия, так как с  экологическими правами связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Законы Республики Ингушетия от 19.12.2016 N 55-РЗ «Об общественном экологическом контроле», от 12.07.2008 N 14-РЗ  «Об экологической экспертизе в Республике Ингушетия», от 30.06.2009 N 28-РЗ «Об охране окружающей среды» определяют правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды на территории Республики Ингушетия.

Число жалоб и обращений граждан, связанных с обеспечением и защитой их экологических прав на имя Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия с каждым годом возрастает.

Причиной тому является укоренившаяся практика принятия экономических решений без предварительных научных исследований, без учета возможных последствий несоблюдения законов, закрепляющих права граждан на безопасную окружающую среду. Результатом этого является увеличение смертности, вспышки опасных болезней, ухудшение здоровья населения.

Городские свалки в республике давно представляют собой зоны экологического бедствия. Разрастаясь, они становятся скопищем отравляющих веществ. В основном мусор либо складывают, либо сжигают, загрязняя при этом атмосферу и тем самым негативно воздействуют на окружающую среду.

Основными нарушителями экологического законодательства являются, как правило, хозяйствующие субъекты.

Для уменьшения риска негативного воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения необходима научно обоснованная экологическая политика, а также политика в области охраны здоровья, основанная на определении приоритетных проблем на уровне отдельного населенного пункта, города, района и республики в целом.

Обнадеживает информация, опубликованная Министерством природных ресурсов и экологии РФ в своем ежегодном докладе  «Об охране окружающей среды». В нём, в частности, даётся оценка состоянию атмосферного воздуха в городах страны. Самыми «чистыми» с точки зрения атмосферного воздуха, согласно опубликованным данным, стали республика Ингушетия, крымский город Севастополь, республика Кабардино-Балкария.

Представленные в специальном докладе оценки, предложения и рекомендации Уполномоченного по правам человека в РИ  основываются на обобщенном анализе информации поступившей из Комитета по экологии и природным ресурсам  Республики и Ингушетия, органов муниципальных образований, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по  РИ, а также коллективных и индивидуальных обращений и жалоб,  поступающих непосредственно на имя Уполномоченного по правам человека в РИ и на сайт государственной информационной системы «Народный контроль», находящийся под мониторингом аппарата Уполномоченного.

В 2017 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РИ было инициировано возбуждение 5 дел об административном правонарушении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потреблении или иными опасными веществами». Так же возбуждены дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст 8.5. «Сокрытие умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов  или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы», а также в связи с нарушениями санитарно- эпидемиологических требований в питьевой воде и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

На  основании запрошенной информации от органов местного самоуправления  на сегодняшний день в городах и районах  нашей республике сложилась следующая ситуация по основным направлениям соблюдения экологических прав:

  1. По количеству и состоянию санкционированных и несанкционированных мусорных свалок, а также приведению их в соответствие с санитарными нормами: в городах и районах Республики Ингушетия ведется работа по полной ликвидации несанкционированных мусорных свалок, не раз становившихся причиной беспокойства населения и общественности, ведется работа по их утилизации.
  2. По наличию очистных сооружений на территории муниципальных образований: очистные сооружения присутствуют в 5-ти муниципальных образованиях: в Джейрахском районе (часть находится в неудовлетворительном состоянии), в Малгобекском районе (1 очистное сооружение, работает в штатном режиме), в г.Малгобек (находится на участке 110-Га 2-го микрорайона),в г.Карабулак (расположенные на северо-восточной части города, переданы в государственную собственность),  в г.Магас трехступенчатая система очистки бытовых стоков: механическая, биологическая, обеззараживающая, так же ведется работа по строителсьву новых очистных сооружений.

В остальных населенных муниципальных образованиях очистные сооружения отсутствуют.

  1. По наличию канализационной системы и ее состоянии:

В Джейрахском районе канализационная система присутствует, но часть  находится в неудовлетворительном состоянии; в Малгобекском районе канализационная система находится лишь в с.п. Нижние Ачалуки, Новый Редант;  в г.Карабулак имеется канализационный коллектор протяженностью 14100 п.м., из их разводящих сетей 5600 п.м. Состояние разводящих путей неудовлетворительное; в администрации г.Малгобек функционирует централизованная система водоотведения , состояние удовлетворительное; в г.Магас канализационная система находится так же  в удовлетворительном состоянии.

  1. По ведению учета родников в районе, а также работа по их сохранению: родники отсутствуют в 3 муниципальных образованиях: г.Карабулак, г.Малгобек, г.Магас. В остальных муниципальных образованиях ведется учет родников и их реконструкция. В Назрановском районе даны поручения провести реставрацию и благоустройство 5 родников из 25. Данные работы будут производиться за счет инвесторов.
  1. По наличию или отсутствию специальных пунктов приема и утилизации люминесцентных ламп, использованных батареек, аккумуляторов, медицинских отходов (медикаментов с истекшим сроком годности, остатки микстур, таблеток, использованных шприцов и т.д.) Кроме городов Магас и Малгобек во всех муниципальных образованиях отсутствуют пункты приема и утилизации люминесцентных ламп, использованных батареек, аккумуляторов, медицинских отходов.

Что касается водных объектов,  в реках Назранка и Сунжа проведенные лабораторные анализы показывали превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по санитарно-химическим показателям. Выбросы в эти реки производятся как крупными объектами (Сунженская районная  больница), так и малыми предприятиями,  не имеющими  разрешительных документов на сброс. Соответствующая очистка не производится, что оказывает ощутимое негативное влияние на состояние данных рек и окружающую среду в общем, в том числе значительно сократилась популяция рыб.

Даже небольшое превышение предельно допустимых концентраций любых вредных веществ должно рассматриваться как нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду. Соответствующие органы власти обязаны выявлять загрязнителя, коим является тот или иной субъект хозяйственной деятельности, найти виновника экологического правонарушения, добиться его ответственности, либо должно само компенсировать нанесенный людям материальный и моральный ущерб.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации нарушение требований по охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов. Немало нормативных актов в этой области принято на региональном уровне. Однако надлежащее качество воды не обеспечивается, поскольку использование водных ресурсов происходит с повсеместным и массовым нарушением природоохранного законодательства. Загрязнение рек и озер промышленными отходами, канализационными сбросами, стоками животноводческих комплексов и удобрениями достигает все больших масштабов.

Действующая система водоснабжения находится в критическом или близком к критическому состоянии.

Свыше 40 процентов водопроводов в городах и поселках городского типа не имеют необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды.

Заслуживает внимания, что в нашем регионе разработан проект реконструкции системы централизованного и нецентрализованного водоснабжения по инвестиционной программе «Роснефти». Данная программа позволяет заменить системы ветхого водопровода в населенных пунктах РИ, что является ощутимой поддержкой для улучшения ситуации с водоснабжением в  республике в целом.

Учитывая опыт других регионов и  анализ работы по республике в целом, мы приходим к выводу о необходимости обеспечения экологического права в РИ следующим образом:

– планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

– предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

– возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварии и катастроф;

– государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Важнейшей составляющей конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и юридической гарантией его реализации является право требовать от государства, его органов, должностных лиц, юридических и физических лиц выполнения соответствующих обязанностей по созданию и сохранению благоприятных природных условий жизнедеятельности.

В связи с этим устанавливается система норм, правил, нормативов, в том числе предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС), санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН), норм радиационной безопасности (НРБ) для окружающей среды в местах проживания и работы людей.

От действий исполнительной власти во многом зависит реализация экологических прав граждан. Направлениями этих действий могут стать:

– приоритетное бюджетное финансирование мероприятий по охране окружающей среды и здоровья населения, создание благоприятных условий для привлечения к такому финансированию других источников, в том числе внебюджетных, негосударственных, а также благотворительных при непременном обеспечении прозрачности расходования всех средств, направляемых на экологические цели;

– облегчение доступа граждан к экологической информации, к информации об угрозе безопасности и здоровью граждан;

– более широкое привлечение общественных организаций и граждан к работе органов исполнительной власти в форме общественных консультативных советов, общественных комиссий, общественных экологических инспекций или внештатных инспекций по охране природы, привлечение общественных организаций и независимых экспертов к разработке и экспертизе законопроектов, норм, правил, методик.

Целесообразно в законодательном собрании нашей республики провести слушания по проблемам экологии и прав человека, выработать конкретные меры по улучшению ситуации.

Однако, усилия органов государственной власти, муниципальных образований будут недостаточны, если каждый житель нашей республики не осознает, что и от него зависит состояние окружающей природной среды. Забота о природе есть забота о человеке. Охрана и рациональное использование природной среды – важное условие благополучия общества, его дальнейшей жизни и развития. В противном случае наши внуки  получат в наследство получат загрязненную территорию с реками, похожими на сточные канавы, следствием чего будет плохое здоровье людей, врожденные болезни и генетические нарушения. Только усилиями всего общества можно  изменить экологическую обстановку в республике и стране в общем.

В завершении необходимо отметить, что для предотвращения подобных ситуаций в будущем чрезвычайно важно создать действующий механизм исполнения положений экологического законодательства и требований контролирующих органов, а у общества, помимо права на информацию о проектах и программах, должна быть реальная возможность на участие в принятии соответствующих решений.