Правовые основы деятельности

ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

от 31 января 2017 года N 3-РЗ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
26 января 2017 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в Российской Федерации признаются права, свободы и законные интересы человека и гражданина. В целях обеспечения дополнительных гарантий соблюдения и реализации этих прав, свобод и законных интересов в Республике Ингушетия настоящим Законом (далее — Закон), в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Конституцией Республики Ингушетия, учреждается государственная должность Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия, определяется система организации и осуществления его деятельности. Закон устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия, его статус, задачи, компетенцию, а также организационные формы, гарантии и основы обеспечения его деятельности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия (далее — Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Республике Ингушетия, а также для ее осуществления.

2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Статья 2. Правовые основы деятельности Уполномоченного

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Республики Ингушетия, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Ингушетия, международными соглашениями Республики Ингушетия, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Республики Ингушетия.

Статья 3. Независимость Уполномоченного

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления.

Статья 4. Основные задачи и принципы деятельности Уполномоченного

1. Основными задачами деятельности Уполномоченного являются:

1) содействие реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, их защите и восстановлению на территории Республики Ингушетия;

2) содействие обеспечению соблюдения и уважения прав и свобод, законных интересов и достоинства человека и гражданина государственными органами Республики Ингушетия и органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, расположенными на территории Республики Ингушетия, их должностными лицами;

3) содействие в обеспечении мер, предпринимаемых государственными органами Республики Ингушетия и органами местного самоуправления, их должностными лицами в. вопросах противодействия коррупции;

4) содействие государственным органам Республики Ингушетия в защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

5) содействие обеспечению развития институтов гражданского общества;

6) содействие совершенствованию законодательства, затрагивающего права, свободы и законные интересы, приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Ингушетия;

7) информирование населения Республики Ингушетия о состоянии прав человека в регионе; правовое просвещение, разъяснение гражданам их прав, свобод и законных интересов, форм и методов их защиты;

8) участие в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и содействие его развитию;

9) выявление причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

10) иные задачи, вытекающие из целей, установленных в настоящем Законе.

2. Деятельность Уполномоченного строится на основе принципов справедливости, гуманности, законности, доступности, гласности, беспристрастности, соблюдения профессиональной этики.

Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ (ИЗБРАНИЯ) НА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО, ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ

Статья 5. Назначение Уполномоченного

Уполномоченный назначается на должность Народным Собранием Республики Ингушетия путем тайного голосования.

Статья 6. Правовое регулирование порядка назначения Уполномоченного

Порядок назначения на должность Уполномоченного, прекращения его полномочий и освобождения от должности устанавливается законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и соответствующими им положениями Регламента Народного Собрания Республики Ингушетия.

Статья 7. Требования к кандидатуре на должность Уполномоченного

На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий на территории Республики Ингушетия, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 8. Предложение, согласование и представление кандидатур на должность Уполномоченного

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Народное Собрание Республики Ингушетия Главой Республики Ингушетия, депутатом, группами депутатов, фракциями Народного Собрания Республики Ингушетия, представительными органами местного самоуправления, Общественной палатой Республики Ингушетия, региональными отделениями политических партий, правозащитными организациями, иными общественными организациями, действующими в установленном законодательством порядке на территории Республики Ингушетия.

2. К обращению с предложением о кандидате прилагаются:

1) письменное заявление претендента о согласии на внесение его кандидатуры в Народное Собрание Республики Ингушетия и назначение (избрание) на должность Уполномоченного;

2) копия паспорта гражданина Российской Федерации (иного документа, удостоверяющего его личность);

3) автобиография с указанием сведений и пояснением их обстоятельств о наличии (отсутствии):

гражданства иностранного государства, вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

членства в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели;

статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутата Народного Собрания Республики Ингушетия;

факта замещения государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Ингушетия, муниципальной должности, должности государственной и муниципальной службы, занятия другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

фактов осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом Уполномоченного, в случае его назначения (избрания), о приостановлении членства в политической партии на период осуществления им своих полномочий;

5) копия документа о высшем образовании кандидата, а по желанию кандидата — также о дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, присвоении классного чина, квалификационного разряда, ученой степени, ученого звания, награждении государственными наградами и почетными званиями;

6) копия трудовой книжки, иные документы о трудовой и (или) общественной деятельности, подтверждающие опыт и навыки деятельности в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

7) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, а также сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера за предшествующий налоговый период по формам, утвержденным действующим законодательством;

8) письменное согласие кандидата на обработку персональных данных;

9) копия документа, послужившего основанием для выдвижения кандидата.

3. Предложения о кандидатурах (кандидатуре) на должность Уполномоченного вносятся в Народное Собрание Республики Ингушетия не ранее двух месяцев до окончания срока полномочий действующего Уполномоченного и не позднее чем за 30 календарных дней до заседания Народного Собрания Республики Ингушетия, на котором планируется рассмотрение вопроса о назначении (избрании) на должность Уполномоченного.

4. В целях согласования с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации кандидатуры на должность Уполномоченного Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не позднее чем за 30 дней до дня проведения заседания Народного Собрания Республики Ингушетия, на котором планируется рассмотрение вопроса о назначении (избрании) на должность Уполномоченного, документы (материалы), необходимые для такого согласования.

Председателем Народного Собрания Республики Ингушетия направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации следующие документы кандидата (кандидатов) на должность Уполномоченного:

1) копии документов (материалов), перечисленных в части 2 статьи 8 настоящего Закона;

2) анкета с биографическими сведениями о кандидате по утвержденной форме;

3) копия обращения субъекта выдвижения, направленного в Народное Собрание Республики Ингушетия с предложением о кандидатуре на должность Уполномоченного.

В случае если законодательством Республики Ингушетия установлены дополнительные требования к кандидату, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации направляются и иные документы, необходимые для согласования кандидатуры на должность Уполномоченного.

По запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Народное Собрание Республики Ингушетия представляет иные (материалы), необходимые для рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного в субъекте Российской Федерации.

5. В отношении кандидата на должность Уполномоченного Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации могут быть направлены рекомендации, возражения, предложения от государственных органов и должностных лиц Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, общественных объединений, действующих на территории Республики Ингушетия.

6. После получения Председателем Народного Собрания Республики Ингушетия от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации решения о согласовании (несогласовании) кандидатуры на должность Уполномоченного его текст не позднее срока, установленного регламентом, до дня заседания, на котором планируется рассмотрение вопроса о назначении (избрании) на должность Уполномоченного, направляется для сведения Главе Республики Ингушетия, а также в парламентские объединения, комитеты и комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия.

7. Информация о кандидатурах на должность Уполномоченного и биографические данные о них публикуются в газете «Ингушетия» и газете «Сердало», а также на официальных сайтах Народного Собрания Республики Ингушетия и Уполномоченного.

Статья 9. Назначение (избрание) на должность Уполномоченного

1. До проведения голосования на заседании Народного Собрания Республики Ингушетия заслушивается выступление Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия.

2. Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия представляет кандидатуру (кандидатуры) на должность Уполномоченного, согласованную (согласованные) с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия и доводит до их сведения содержание документов, характеризующих личность (личности) и деятельность, а также выраженные в письменной форме мнения граждан и общественных организаций о рассматриваемой кандидатуре (кандидатурах), которые поступили в Народное Собрание Республики Ингушетия.

3. В бюллетень для тайного голосования вносятся все предложенные кандидатуры при отсутствии заявлений о самоотводе.

4. При выдвижении более двух кандидатов голосование может быть проведено в два тура по решению Народного Собрания Республики Ингушетия. При этом в первом туре голосования может допускаться голосование каждым депутатом за любого (любых) кандидата с подсчетом голосов, поданных за каждого. Второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов, поданных в первом туре.

5. Уполномоченный назначается на должность большинством голосов от общего числа избранных депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия.

6. Если при окончательном голосовании ни одна кандидатура не набрала требуемого по настоящему Закону числа голосов, все они считаются отклоненными.

7. Повторное рассмотрение вопроса о назначении Уполномоченного осуществляется по правилам, установленным главой 2 настоящего Закона. При этом допускается внесение ранее отклоненных кандидатур.

Статья 10. Решение о назначении на должность Уполномоченного

Решение о назначении на должность Уполномоченного оформляется постановлением Народного Собрания Республики Ингушетия, которое подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Ингушетия. Одновременно могут быть опубликованы биографические сведения о вновь назначенном Уполномоченном.

Копия постановления о назначении на должность Уполномоченного направляется Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Статья 11. Вступление в должность Уполномоченного

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией и нормативными правовыми актами Республики Ингушетия, справедливостью и голосом совести».

2. Присяга приносится Уполномоченным лично на заседании Народного Собрания Республики Ингушетия, на котором он был назначен (избран), непосредственно после назначения (избрания) на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги. С этого же момента прекращаются полномочия прежнего Уполномоченного.

4. Уполномоченному вручается удостоверение, подтверждающее его статус и срок полномочий.

Статья 12. Срок полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается (избирается) на должность сроком на пять лет.

2. Срок полномочий Уполномоченного начинается с момента принесения им присяги и прекращается с момента принесения присяги вновь назначенным (избранным) Уполномоченным, кроме случаев досрочного прекращения полномочий Уполномоченного в соответствии с частью второй статьи 14 настоящего Закона.

3. Истечение срока полномочий Народного Собрания Республики Ингушетия или его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

4. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 13. Ограничения для Уполномоченного

1. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Уполномоченный не вправе:

1) одновременно быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом Народного Собрания Республики Ингушетия, органа местного самоуправления Республики Ингушетия;

2) замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности Республики Ингушетия, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами, независимо от их организационно-правовых форм;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный не позднее 14 календарных дней со дня вступления в должность обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, на период осуществления своих полномочий.

4. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законами Республики Ингушетия.

Статья 14. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Уполномоченного в соответствии с пунктами 1 — 9 части 2 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно в случае:

1) его смерти;

2) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

3) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;

4) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) его выезда за пределы Республики Ингушетия на постоянное место жительства;

7) утраты им гражданства Российской Федерации;

8) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

9) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами, а также несоблюдения требований статьи 13 настоящего Закона.

3. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Народным Собранием Республики Ингушетия после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Не позднее пяти дней с момента установления обстоятельств, являющихся основанием для прекращения полномочий Уполномоченного, Председатель Народного Собрания Республики Ингушетия либо уполномоченное им лицо направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации для проведения консультаций письмо (сообщение) с указанием оснований для такого решения.

Уполномоченному также направляются:

1) письменное объяснение Уполномоченного об обстоятельствах, предусмотренных пунктами 2, 3, 8, 9 части 2 настоящей статьи, являющихся основанием для прекращения его полномочий;

2) копии документов, являющихся основаниями досрочного прекращения полномочий Уполномоченного (в том числе по результатам проведенных по этому поводу проверок);

3) другие документы (материалы), обосновывающие решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.

Текст заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, полученный по итогам консультаций, Председателем Народного Собрания Республики Ингушетия не позднее 5 дней до дня заседания, на котором планируется рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного, направляется для сведения Главе Республики Ингушетия, а также в парламентские объединения, комитеты и комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа избранных депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия тайным голосованием.

5. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного оформляется постановлением Народного Собрания Республики Ингушетия, которое подлежит незамедлительному опубликованию (объявлению) в официальных средствах массовой информации Республики Ингушетия. Копия постановления направляется Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

6. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного внесение предложений о кандидатах на должность Уполномоченного осуществляется в течение 30 дней, начиная со дня принятия постановления Народного Собрания Республики Ингушетия о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.

7. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного его функции впредь до назначения (избрания) на должность нового Уполномоченного, по решению Народного Собрания Республики Ингушетия, временно исполняет руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия.

8. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть избран Народным Собранием Республики Ингушетия в порядке, установленном статьями 5 — 11 настоящего Закона, не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 15. Полномочия Уполномоченного

1. В целях реализации своих основных задач, указанных в настоящем Законе, Уполномоченный:

1) осуществляет прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Ингушетия, и принимает к рассмотрению их жалобы на решения и (или) действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее — территориальные органы федеральных органов исполнительной власти), организаций федерального подчинения, органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, действующих на территории Республики Ингушетия, нарушающие права, свободы и законные интересы человека и гражданина;

2) принимает, в случае необходимости, предусмотренные настоящим Законом меры для восстановления прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, нарушение которых было установлено при рассмотрении жалоб и иных обращений;

3) запрашивает и получает от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций федерального подчинения, органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, действующих на территории Республики Ингушетия, необходимые сведения, документы, материалы и иную информацию по вопросам, связанным с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

4) направляет органам государственной власти Республики Ингушетия, иным государственным органам Республики Ингушетия, органам местного самоуправления, должностным лицам, руководителям организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, действующим на территории Республики Ингушетия, свои замечания, предложения и рекомендации по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

5) направляет в органы государственной власти Республики Ингушетия, иные государственные органы Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, действующие на территории Республики Ингушетия, обращения о привлечении к ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, руководителей и сотрудников указанных органов и организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

6) обращается при выявлении случаев грубого или массового нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Народное Собрание Республики Ингушетия с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию указанных фактов и о проведении по этому поводу парламентских заседаний и слушаний, а также участвует, непосредственно либо через своего представителя, в работе указанной комиссии, проводимых парламентских заседаниях и слушаниях;

7) вносит в Народное Собрание Республики Ингушетия предложения о внесении изменений в законы Республики Ингушетия, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие права, свободы и законные интересы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение законов Республики Ингушетия, либо в силу существующих правовых пробелов в текстах законов Республики Ингушетия, либо в случае, когда законы Республики Ингушетия противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Ингушетия, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

8) обладает правом законодательной инициативы в Народном Собрании Республики Ингушетия по вопросам, связанным с реализацией и защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также может участвовать лично либо через своего представителя в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов законов по вопросам, связанным с реализацией и защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина;

9) обращается в Конституционный суд Республики Ингушетия с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом или иным нормативным правовым актом Республики Ингушетия, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также с запросами о проверке соответствия законов и иных нормативных правовых актов Республики Ингушетия, затрагивающих права и свободы граждан, нормам Конституции Республики Ингушетия;

10) обращается в суд в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов;

11) разрабатывает и направляет в соответствии с требованиями статьи 21 настоящего Закона, а также придает официальной огласке, в том числе бесплатно опубликовывает, ежегодный и специальный доклады о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в официальных информационных источниках Республики Ингушетия;

12) осуществляет сбор, изучение и анализ информации о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, обобщение итогов рассмотрения жалоб, иных обращений граждан и обращений организаций;

13) распространяет в средствах массовой информации сведения о состоянии соблюдения прав человека в регионе;

14) размещает доклады и иные материалы на официальном сайте Уполномоченного в международной компьютерной сети «Интернет»;

15) выпускает официальное периодическое издание и иные издания о правах, свободах и законных интересах человека и гражданина и распространяет их на безвозмездной основе;

16) привлекает компетентные государственные учреждения Республики Ингушетия, научные учреждения, специалистов для проведения исследований, подготовки заключений и осуществления иных видов деятельности Уполномоченного, требующих специальных знаний;

17) исполняет функции Уполномоченного при Главе Республики Ингушетия по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия (далее — специализированных уполномоченных), других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в Республике Ингушетия;

18) осуществляет координацию деятельности специализированных уполномоченных и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в Республике Ингушетия;

19) выступает, на основании федерального законодательства, в соответствии со статьей 22 настоящего Закона, инициатором общественного контроля;

20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, Конституцией Республики Ингушетия, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Ингушетия.

2. При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации;

2) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

3. При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать указанные органы Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов;

2) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;

3) получать объяснения должностных лиц, органов государственной власти Республики Ингушетия (исключая судей), иных государственных органов Республики Ингушетия, государственных гражданских служащих Республики Ингушетия, а также должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих, относительно которых Уполномоченный располагает информацией о нарушениях ими прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, или по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с органами государственной власти Республики Ингушетия, иными государственными органами Республики Ингушетия, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и (или) муниципальными служащими, проверку деятельности указанных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

4. При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, действующих на территории Республики Ингушетия, которые нарушают права, свободы и законные интересы человека и гражданина, Уполномоченный вправе получать пояснения, разъяснения от руководителей и, по согласованию с ними, от иных сотрудников указанных организаций, если относительно этих лиц Уполномоченный располагает информацией о нарушениях ими прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, или по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.

Статья 16. Подача жалоб и обращений Уполномоченному

1. В целях содействия восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Ингушетия (далее — заявители), на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций федерального подчинения, органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций, действующих на территории Республики Ингушетия, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права, свободы и законные интересы человека и гражданина, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в административном порядке и (или) судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Жалоба подается Уполномоченному не позднее истечения одного года со дня предполагаемого нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, при наличии уважительной причины его пропуска. Уважительными причинами пропуска срока подачи жалобы признаются тяжелая болезнь лица, подавшего жалобу, его беспомощное состояние и иные уважительные причины.

Допускается рассмотрение жалобы, не отвечающей требованиям допустимости, установленным в частях 1 и 2 настоящей статьи, в случаях, когда по результатам их рассмотрения могут быть приняты эффективные меры, направленные на устранение причин нарушения прав, свобод и законных интересов, связанных с пробелами и противоречиями в законодательстве и правоприменительной практике.

3. Жалобы, направляемые гражданами Уполномоченному, не облагаются государственной пошлиной.

4. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, в соответствии с федеральным законодательством, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

При осуществлении своих полномочий Уполномоченный вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.

5. В случаях массовых и (или) грубых нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, о которых стало известно Уполномоченному, или в случаях, имеющих особое общественное значение, либо связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе, без чьей-либо жалобы, по собственной инициативе, принять необходимые меры в пределах своей компетенции к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Статья 17. Содержание и допустимость жалобы Уполномоченному

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной форме или в форме электронного документа заявителем, чьи права нарушены, либо его представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, адрес и наименование органа или должностного лица, решения или действия (бездействие) которого обжалуются, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права, свободы и законные интересы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

3. Рассмотрение жалобы, в которой отсутствуют достаточные для ее разрешения сведения, приостанавливается до восполнения недостающих сведений (но не более чем на 30 дней) с разъяснением заявителю выявленных недостатков.

4. Уполномоченный не рассматривает жалобы:

1) на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и Народного Собрания Республики Ингушетия;

2) на не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения или постановления суда либо постановления судьи, а также на постановления и протоколы избирательных комиссий;

3) по спорам, связанным с правоотношениями между гражданами;

4) повторные, если в них не содержится информация о вновь открывшихся обстоятельствах, которые не были предметом проверки.

5. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

6. Поступившие на имя Уполномоченного жалобы и иные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления Уполномоченному.

Статья 18. Принятие решения по жалобе

1. По поступившей жалобе, содержащей необходимые сведения, указанные в части 1 статьи 17 настоящего Закона, Уполномоченный вправе:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) мотивированно отказать в принятии жалобы к рассмотрению по основаниям, указанным в части 3 статьи 17 настоящего Закона;

3) оставить жалобу без рассмотрения, если в ней содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, а также угрозы в адрес Уполномоченного, членов его семьи, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.

2. Уполномоченный передает не относящуюся к его компетенции жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При переадресации жалобы гражданина государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов, к жалобе может прилагаться изложенное в письменной форме мнение Уполномоченного по существу поставленных в жалобе вопросов.

3. В случае отказа в принятии жалобы к рассмотрению, а также при ее переадресации органу, организации или должностному лицу, в чьей компетенции находится ее рассмотрение, Уполномоченный вправе разъяснить заявителю иные возможные средства, формы и способы правовой защиты (восстановления) его прав, свобод и законных интересов.

4. О принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в ее рассмотрении Уполномоченный уведомляет заявителя.

5. В отношении принятых к рассмотрению жалоб Уполномоченным применяются установленные федеральным законодательством нормы о сроках рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

Статья 19. Рассмотрение жалобы

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к органам государственной власти Республики Ингушетия, иным государственным органам Республики Ингушетия, органам местного самоуправления, должностным лицам, государственным и муниципальным служащим за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению в связи с рассмотрением жалобы. Проверка не может быть поручена государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

2. Уполномоченный информирует орган государственной власти Республики Ингушетия, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также предоставляет им возможность представить свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. С указанными объяснениями должен быть ознакомлен заявитель, подавший жалобу. Заявитель вправе знакомиться с иными документами и материалами, имеющимися у Уполномоченного по его делу, а также получать их копии.

3. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан соблюдать конфиденциальность; он не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия. До вынесения окончательного решения по жалобе не подлежат разглашению также иные полученные от заявителя материалы и сведения. По просьбе заявителя материалы и сведения, полученные при рассмотрении его жалобы, не подлежат разглашению и после вынесения окончательного решения.

4. Уполномоченный вправе прекратить рассмотрение ранее принятой им к производству жалобы по следующим основаниям:

1) вопросы и требования, изложенные в жалобе, в ходе проверки разрешены иным способом;

2) заявитель в течение 30 дней не предоставил данные, запрошенные Уполномоченным для выяснения обстоятельств дела;

3) заявитель направил Уполномоченному в письменной форме или в форме электронного документа заявление с просьбой прекратить рассмотрение его жалобы.

5. О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении по жалобе Уполномоченный уведомляет заявителя в течение 10 дней со дня принятия этого решения.

Статья 20. Заключение Уполномоченного

1. По результатам рассмотрения жалобы гражданина Уполномоченный направляет территориальному органу федерального органа государственной власти, организации федерального подчинения, органу государственной власти Республики Ингушетия, иному государственному органу Республики Ингушетия, органу местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, организации, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющей деятельность на территории Республики Ингушетия, ее руководителю или иному компетентному сотруднику, в решениях, действиях или бездействии которого (которых) он усматривает нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав, свобод, законных интересов и по предотвращению подобных нарушений.

2. Копии заключения, направленного лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, Уполномоченный вправе также направить в вышестоящий орган, организацию (вышестоящему должностному лицу, руководителю) по отношению к органу, организации (должностному лицу, руководителю), которым направлено указанное заключение.

3. О направлении заключения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, Уполномоченный незамедлительно уведомляет заявителя.

4. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, получив заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть его и в письменной форме сообщить о принятых мерах Уполномоченному. В случае если рекомендации Уполномоченного не выполнены, должны быть указаны причины их невыполнения.

5. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение, соблюдая требование конфиденциальности, в периодическом печатном издании, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственный орган Республики Ингушетия, орган местного самоуправления, государственное или муниципальное учреждение либо финансируемое полностью или частично за счет средств бюджета Республики Ингушетия.

6. Если обжалуемые заявителем решения, действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц, указанных в части 1 статьи 16 настоящего Закона, ранее уже были обжалованы в судебном порядке и по этому делу было принято вступившее в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда либо постановления судьи, и Уполномоченный усмотрит в нем нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя, Уполномоченный имеет право изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.

7. В случае выявления при рассмотрении жалобы обстоятельств, указанных в части 6 настоящей статьи, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой инициировать обращение в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, в котором Уполномоченный усматривает нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Статья 21. Ежегодный и специальные доклады Уполномоченного

1. Не позднее трех месяцев по окончании календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о соблюдении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Республике Ингушетия и о своей деятельности Главе Республики Ингушетия, Народному Собранию Республики Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия, председателю Верховного Суда Республики Ингушетия, председателю Конституционного Суда Республики Ингушетия, прокурору Республики Ингушетия, а также Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

2. В ежегодном докладе Уполномоченный вправе отразить состояние прав человека в Республике Ингушетия в динамике и сравнении с предыдущими периодами, а также результаты деятельности Уполномоченного за соответствующий период. В ежегодный доклад Уполномоченного может быть включена следующая информация:

стратегические задачи, решавшиеся Уполномоченным в истекший период и результативность принятых им мер;

сведения о проведенных Уполномоченным приемах граждан, поступивших к нему обращениях (жалобах) граждан;

количественные и качественные показатели результатов рассмотрения обращений (жалоб) с указанием наиболее характерных мер реагирования;

анализ периодичности, характера и актуальных вопросов взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями;

деятельность Уполномоченного по взаимодействию с субъектами общественного контроля, ее эффективность и перспективные направления;

анализ системных проблем в реализации и защите прав человека;

рекомендации органам государственной власти Республики Ингушетия и органам местного самоуправления по устранению недостатков в реализации прав человека, указанных в докладе Уполномоченного, а также предложения о совершенствовании законодательства.

Ежегодный доклад Уполномоченного представляется Уполномоченным на ближайшем заседании Народного Собрания Республики Ингушетия с момента направления его официального текста государственным органам и должностным лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.

Ежегодный доклад Уполномоченного (извлечения из него, по согласованию с Уполномоченным), подлежит обязательному официальному опубликованию в официальном печатном издании Республики Ингушетия.

3. По отдельным вопросам нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина Уполномоченный вправе направлять в Народное Собрание Республики Ингушетия, исполнительным органам государственной власти, Республики Ингушетия, правоохранительным органам и общественным объединениям, действующим на территории Республики Ингушетия, специальные доклады с рекомендациями по восстановлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. По специальному докладу Уполномоченный может выступить с информацией на заседании Народного Собрания Республики Ингушетия.

Специальные доклады по решению Уполномоченного могут быть опубликованы в официальном печатном издании Народного Собрания Республики Ингушетия.

4. Органы государственной власти Республики Ингушетия, иные государственные органы Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, должностные лица, которым в ежегодном и специальных докладах Уполномоченного даны рекомендации по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Республике Ингушетия, направляют Уполномоченному информацию о реализации этих рекомендаций не позднее декабря текущего года либо в иной, согласованный с Уполномоченным, срок.

Статья 22. Участие Уполномоченного в осуществлении общественного контроля

1. Уполномоченный вправе в порядке, установленном федеральным законом, инициировать проведение общественной проверки и общественной экспертизы.

2. Исходя из характера и степени тяжести, выявленных общественной проверкой нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, Уполномоченным в пределах своей компетенции могут быть приняты следующие меры:

1) обращение в органы прокуратуры с предложением о принятии мер реагирования к виновным должностным лицам, устранению причин нарушений прав, свобод и законных интересов граждан и условий, им способствующих;

2) обращение в органы предварительного расследования с предложением о привлечении должностных лиц, виновных в нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан, к уголовной ответственности;

3) обращение в государственные органы или органы местного самоуправления с предложением по обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан или совершенствованию административных процедур либо действующего законодательства Российской Федерации;

4) выступление с докладом о грубых или массовых нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан на территории Республики Ингушетия на очередном заседании Народного Собрания Республики Ингушетия;

5) обращение в Народное Собрание Республики Ингушетия с предложением о создании комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения расследования о нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан;

6) подготовка и направление в Народное Собрание Республики Ингушетия специального доклада по отдельным вопросам соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан.

3. В зависимости от результатов общественной экспертизы акта, проекта акта, решения, документа или других материалов, Уполномоченным в пределах своей компетенции могут быть приняты следующие меры:

1) направление государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которого выявлены нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, заключения с рекомендациями о возможных и необходимых мерах по их восстановлению, с решением вопроса об его опубликовании;

2) обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если Уполномоченный полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы этих граждан, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

3) обращение в Народное Собрание Республики Ингушетия или к иным субъектам права законодательной инициативы с предложением об изменении или дополнении федерального законодательства либо законодательства Республики Ингушетия о восполнении имеющихся в нем пробелов.

Статья 23. Гарантии деятельности Уполномоченного

1. Органы государственной власти Республики Ингушетия, иные государственные органы Республики Ингушетия, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, действующие на территории Республики Ингушетия, обязаны:

1) оказывать Уполномоченному содействие в осуществлении его полномочий;

2) безвозмездно и беспрепятственно предоставлять по запросам Уполномоченного сведения, документы и материалы, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законодательством тайну, и для которых установлены особый порядок и сроки представления;

3) предоставлять по запросам Уполномоченного разъяснения, объяснения по вопросам, связанным с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Ответы на запросы, упомянутые в пунктах 2, 3 части 1 настоящей статьи должны быть подписаны теми же должностными лицами, которым направлены запросы, либо лицами, исполняющими их обязанности.

2. Уполномоченный:

1) пользуется правом безотлагательного приема по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законодательством отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания;

2) обеспечивается в установленном порядке нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Ингушетия, иных государственных органов Республики Ингушетия, документами и другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми государственными органами Республики Ингушетия, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами, необходимыми для осуществления деятельности по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) получает рассылку делового документооборота Народного Собрания Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия и находящихся на рассмотрении Народного Собрания Республики Ингушетия проектов законов Республики Ингушетия, проектов федеральных законов, инициированных Народным Собранием Республики Ингушетия, и при необходимости осуществляет правозащитную экспертизу этих проектов.

3. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, в том числе и по вопросам финансирования деятельности Уполномоченного, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

4. Для информационного обеспечения правозащитной деятельности Уполномоченного создается и поддерживается его официальный сайт в международной компьютерной сети «Интернет», а также поддерживаются иные информационные ресурсы Уполномоченного.

5. Государственные организации телерадиовещания Республики Ингушетия должны содействовать регулярному выходу в эфир на одном из телерадиоканалов Республики Ингушетия обзорных информационно-просветительских программ по вопросам реализации и защиты прав граждан с участием Уполномоченного.

6. Должность Уполномоченного является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Материальные и социальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются законодательством Республики Ингушетия.

При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска Уполномоченному выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного содержания.

Глава 4. АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 24. Аппарат Уполномоченного

1. Для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения его деятельности создается рабочий аппарат Уполномоченного (далее — аппарат Уполномоченного).

2. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Республики Ингушетия, обладающим правами юридического лица и имеющим расчетный и иные счета, а также печать и бланки со своим наименованием и изображением герба Республики Ингушетия.

4. Организационное и бюджетно-финансовое обеспечение аппарата Уполномоченного не может быть передано в ведение иного органа государственной власти, органа местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

5. В состав аппарата Уполномоченного могут быть включены структурные подразделения, обеспечивающие деятельность уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по правам предпринимателей и иных специализированных уполномоченных.

6. Уполномоченный:

1) утверждает положение об аппарате Уполномоченного;

2) утверждает структуру аппарата Уполномоченного, устанавливает в пределах бюджетной сметы расходов его численность и штатное расписание;

3) руководит деятельностью аппарата Уполномоченного;

4) назначает на должности, освобождает от должности, осуществляет функции представителя нанимателя в отношении всех сотрудников своего рабочего аппарата, являющихся государственными гражданскими служащими; осуществляет функции работодателя — в отношении работников, не относящихся к должностям государственной гражданской службы;

5) самостоятельно разрабатывает и исполняет бюджетную смету расходов Уполномоченного в пределах средств, установленных бюджетом Республики Ингушетия;

6) по вопросам, связанным с деятельностью аппарата, Уполномоченный издает приказы и распоряжения;

7) решает иные вопросы деятельности аппарата Уполномоченного.

7. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления их деятельности, находится в его оперативном управлении и является государственной собственностью Республики Ингушетия.

8. Помещения для размещения Уполномоченного и его аппарата предоставляются Правительством Республики Ингушетия в безвозмездное бессрочное пользование.

Статья 25. Финансирование деятельности Уполномоченного

1. Обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Ингушетия.

2. В бюджете Республики Ингушетия отдельной строкой ежегодно предусматриваются средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата.

3. Финансирование текущей деятельности Уполномоченного и его аппарата должно обеспечивать возможность независимого осуществления ими своих полномочий в полном объеме и осуществляется своевременно.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Республики Ингушетия.

5. Лица, замещающие в аппарате Уполномоченного должности, отнесенные нормативными правовыми актами Республики Ингушетия к должностям государственной гражданской службы Республики Ингушетия, являются государственными гражданскими служащими Республики Ингушетия. Уполномоченным могут быть учреждены должности работников аппарата, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Республики Ингушетия.

6. Денежное содержание государственных гражданских служащих в аппарате Уполномоченного устанавливается на уровне денежного содержания государственных гражданских служащих в аппарате Правительства Республики Ингушетия.

7. Оплата труда лиц, замещающих в аппарате должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Республики Ингушетия, производится в размерах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти Республики Ингушетия.

Статья 26. Общественные помощники Уполномоченного

1. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные и назначать их руководителями общественных помощников Уполномоченного, работающих на общественных началах в каждом муниципальном районе (городском округе), расположенном на территории Республики Ингушетия.

2. Положение об общественных приемных и общественных помощниках Уполномоченного, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.

3. Общественные помощники Уполномоченного:

1) разъясняют порядок подачи жалоб;

2) ведут запись на прием к Уполномоченному и проводят предварительный прием;

3) принимают жалобы, адресованные Уполномоченному;

4) выполняют организационно-технические поручения Уполномоченного.

4. Общественными помощниками Уполномоченного не могут быть назначены лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности либо должности муниципальной службы.

5. Общественные помощники Уполномоченного назначаются на срок полномочий Уполномоченного.

6. Общественным помощникам Уполномоченного выдается соответствующее удостоверение, форма которого разрабатывается и утверждается Уполномоченным.

7. Органы местного самоуправления вправе оказывать содействие в организации деятельности общественных помощников Уполномоченного (безвозмездное предоставление помещений на время исполнения поручений Уполномоченного и ведение приема граждан, обеспечение средствами связи).

Статья 27. Общественный и (или) экспертный совет при Уполномоченном

1. Для оказания консультативной помощи при Уполномоченном могут создаваться общественный и (или) экспертные советы по вопросам, касающимся прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, форм и методов их защиты, состоящие из специалистов, имеющих необходимые познания в этой области.

2. Положения об общественном и (или) экспертном советах и их персональный состав утверждаются Уполномоченным.

Статья 28. Местонахождение Уполномоченного

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Магас Республики Ингушетия.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Республики Ингушетия от 24 марта 2003 года N 14-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» (газета «Ингушетия», 2003, 27 марта);

2) Закон Республики Ингушетия от 12 февраля 2004 года N 4-РЗ «О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» («Сборник Законов Республики Ингушетия», 2004, выпуск 15);

3) Закон Республики Ингушетия от 20 марта 2007 года N 7-РЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» (газета «Сердало», 2007, 22 марта);

4) Закон Республики Ингушетия от 22 января 2009 года N 4-РЗ «О внесении изменения в статью 11 Закона Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» (газета «Ингушетия», 2009, 24 января);

5) Закон Республики Ингушетия от 4 мая 2010 года N 25-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» (газета «Ингушетия», 2010, 18 мая);

6) статью 14 Закона Республики Ингушетия от 3 октября 2011 года N 29-РЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Ингушетия в связи с принятием Закона Республики Ингушетия от 11 октября 2010 года N 3-РЗП «О поправке к Конституции Республики Ингушетия» (газета «Ингушетия», 2011, 6 октября);

7) Закон Республики Ингушетия от 30 декабря 2013 года N 52-РЗ «О признании утратившим силу пункта 2 статьи 10 Закона Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» (газета «Ингушетия», 2013, 31 декабря).

Глава
Республики Ингушетия
Ю.Б.ЕВКУРОВ

г. Магас
31 января 2017 года
N 3-РЗ