Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия Д.Э. Оздоева по теме «Защита социальных прав сотрудников правоохранительных органов и членов их семей»

Координационный совет уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, май 2019 года, г. Казань

Доклад

Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия Д.Э. Оздоева

Защита социальных прав сотрудников правоохранительных органов

и членов их семей

 

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие человека.

Сегодня перед государством и обществом стоит достаточно сложная задача – создать слаженную систему социальной защиты населения, разработать и обеспечить эффективное функционирование механизмов реализации социальных прав различных категорий граждан.

Среди субъектов социальной защиты особое место занимают сотрудники правоохранительных  органов и члены их семей, для которых государство создает систему специальных мер защиты. Однако на сегодняшний день говорить о том, что механизм социальной защиты данной категории граждан работает эффективно, а меры социальной защиты в полном объеме достигают своей цели, пока преждевременно.

Социальная защита призвана обеспечить нормальные условия служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, а также компенсацию повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных случаев, влекущих необходимость социальной защиты.

Социальная защита сотрудников правоохранительных органов осуществляется с помощью тех же источников права, что и социальная защита населения в РФ и социальная защита государственных служащих. В то же время в составе источников права, воздействующих на социальную защиту сотрудников  правоохранительных  органов,  и их содержании имеется определенная специфика.

Конституция содержит ряд положений о социальной защите российских граждан, в том числе сотрудников правоохранительных органов. Так, в ч. 2 ст. 7 закреплено основное содержание социальной защиты населения. Оно является весьма широким и охватывает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями и др. Эти положения развиты в статьях 37, 38, 39, 40, 41 и пр.

Основная часть обращений в сфере реализации жилищных прав сотрудников правоохранительных органов касается предоставления жилья либо единовременной  социальной выплаты для его приобретения.

Трудностям с получением жилья посвящена каждая вторая жалоба  сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

Так,  в марте 2017 года к Уполномоченному по правам человека в Республике  Ингушетия обратились гр. Я.Б.И. и  Я.Х.А., отслужившие 12 лет в органах МВД по Республике Ингушетия, состоявшие на учете на улучшение жилищных условий с 1994 года и с 1996 года.

Заявители утверждали, что руководство МВД по РИ незаконно и безосновательно затягивает выплаты единовременных социальных выплат.

В результате проведенной работы, согласно полученному  ответу из МВД по РИ заявители будут обеспечены единовременной социальной выплатой в порядке очередности, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Заявителям было разъяснено, что согласно Постановлению Правительства РФ от 03 августа 2016 года №751 сотрудники  и граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

Для сравнения:

К Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области обратилась гр. З., бывшая сотрудница ГУФСИН России по Нижегородской области, которую необоснованно исключили из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На запрос Уполномоченного Управление кадров ГУФСИН сообщило, что гр. З. стояла в данной очереди с февраля 2000 года. В 2009 году ей была предоставлена социальная выплата в размере 874 500 рублей, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом. Однако свое право на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2009 году бывшая сотрудница не реализовала. Гр.З. была исключена из очереди в связи с тем, что вовремя не представила в комиссию соответствующие документы.

Заявительница пояснила, что предоставить копии всех документов ей было очень затруднительно из-за значительных расходов на нотариальное заверение их копий.

Действительно, нуждаемость и постановка сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании предоставленных заявителем копий документов, заверенных в установленном порядке и перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных  Постановлением  Правительства РФ от 24.04.2013 года №369. Вместе с тем, нотариальное заверение копий документов согласно Правил не является обязательным, допускается заверение должностным лицом, принимающим заявление, при предоставлении заявителем их подлинников.

По обращению Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области был  положительно  решен  вопрос формирования копий документов и восстановления заявительницы в очереди нуждающихся. В последующем гр. З. получила единовременную выплату.

Кроме жилищной проблематики, много обращений поступает по вопросам  социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов, большая часть которых касается пенсионного обеспечения.

В настоящее время существует целый ряд пенсионных служб, занимающихся вопросами назначения и выплаты пенсий сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей. При незначительных различиях в правовом статусе сотрудников отдельных правоохранительных органов их пенсионное обеспечение осуществляется на основе единого закона — Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

К Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области обратился В., пенсионер МВД Республики Казахстан, переехавший  на ПМЖ в РФ в 2014 году. После переезда в назначении пенсии по линии МВД России ему было отказано в связи с тем, что при увольнении он не являлся сотрудником органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 пенсионное обеспечение лиц определяется в зависимости от последнего места службы. Гр. В. обратился за получением пенсии по выслуге после увольнения из Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в июле 2014 года, которое стало для него последним местом службы.

Решение ГУ МВД РФ по Нижегородской области было обжаловано заявителем в судебном порядке, однако судами первой и вышестоящих инстанций в удовлетворении иска о назначении пенсии было отказано.

Анализ судебной практики показывает, что по аналогичным искам удами разных регионов Российской Федерации выносятся судебные акты, как в пользу граждан, так и в пользу региональных управлений МВД РФ.

Среди  обращений сотрудников правоохранительных органов, немалая часть касалась вопросов прохождения службы и увольнения с нее.

Так, например, Уполномоченным по правам человека в Самарской области в 2018 году рассмотрены письменные обращения гражданки У.О.В. и гражданки У.А.В. по вопросу нарушения их трудовых прав в связи с невыплатой причитающихся денежных средств при увольнении из органов внутренних дел.

Обращения были направлены в Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области для рассмотрения.

В результате проведенной работы, права заявительниц были восстановлены, им было перечислено денежное довольствие, выходное пособие, выплачена денежная компенсация вместо положенных предметов форменного обмундирования, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, денежная компенсация за исполнение служебных обязанностей в ночное время. Задолженность перед заявительницами погашена в полном объеме.

Постоянного внимания органов власти всех уровней требуют вопросы социальной поддержки семей правоохранительных органов.

В 2017 году к  Уполномоченному по правам человека в Самарской области обратилась гр. Ш. по вопросу зачисления ее дочери Ш., 02.12.2013 г.р., в муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №1».

Заявительницей было указано, что ребенок сотрудников полиции с 22 сентября 2014 года не имеет возможности реализовать свое право первоочередного приема в дошкольные общеобразовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом  от 07.02.2011 года № 3- ФЗ «О полиции».

По мнению заявительницы, именно отсутствие грамотных и своевременных рекомендаций от сотрудников Департамента воспрепятствовало зачислению ее дочери в дошкольное общеобразовательное учреждение, что нарушает конституционное право гражданина на дошкольное образование.

После вмешательства Уполномоченного, дочь заявительницы была обеспечена местом в данном муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении.

На законодательном уровне право сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на охрану здоровья закреплено в ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «О социальных гарантиях»).

Так, согласно вышеназванной норме, сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее — уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пример: в 2018 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Астраханской области обращался гражданин, являющийся сотрудником патрульно-постовой службы УМВД по городу Астрахань, по вопросу оказания медицинской помощи.

Заявитель указал, что в период работы в правоохранительных органах получил заболевание опорно-двигательного аппарата. В связи с чем, в мае 2018 года был направлен на эндопротезирование левого тазобедренного сустава в ФКУЗ «Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Уполномоченным было направлено соответствующее ходатайство в адрес начальника УМВД России по Астраханской области.

В результате проведенной работы, просьба заявителя была удовлетворена — заявитель был направлен в ФКУЗ «Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел России» в статусе сотрудника правоохранительных органов.

Также Законом «О социальных гарантиях» закреплено право сотрудников на оплату проезда к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно, а также к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении системы МВД России в случае направления врачебной комиссией медицинской организации МВД России.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона «О социальных гарантиях» гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) (далее – пенсионер МВД России), и совместно проживающие с ним члены его семьи имеют право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение системы МВД России за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки.

Пример: В адрес Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе обратился пенсионер МВД и инвалид II группы (бессрочно), по вопросу возмещения затрат на проезд в санаторий и обратно.

По информации заявителя, на протяжении последних трех лет ему предоставляются льготные путевки на санаторное лечение, при этом возмещение расходов на проезд в санаторий и обратный путь ему было отказано.

Также заявитель отмечал тот факт, что на данный момент ему отказано не только в ежегодном санаторном лечении, как инвалиду II группы (бессрочно), но и сняли с обслуживания в поликлинике УВД, где заявитель находился на учете с 1979 года. Заявитель неоднократно обращался в отдел пенсионного обеспечения МВД с просьбой предоставить мотивированный ответ относительно отказа возмещения затрат на дорогу в санаторий.

В результате проведенной работы, заявителю возмещены затраты на дорогу в санаторий.

Социальная защита сотрудников правоохранительных органов непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в правоохранительных органах, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в их деятельности.

В настоящее время те социальные гарантии, которые закреплены нормативно, используются сотрудниками далеко не в полном объеме, а их содержание неадекватно современным социально экономическим условиям. Подобное положение не может в необходимой степени стимулировать служебную деятельность сотрудников правоохранительных органов.

Для создания современной системы правоохранительных органов и обеспечения мотивации их сотрудников на честную и эффективную службу необходимо формирование действенного механизма социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

Рекомендации:

  1. Подводя итог, отметим, что после проведенной рефор­мы системы органов внутренних дел Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения уровня социальной за­щищенности, как самих сотрудников, так и членов их семей. Однако на сегодняшний день все еще остаются проблемы, подлежащие разрешению. Так, для упрощения правоприме­нительной практики в сфере социального обеспечения чле­нов семей сотрудников органов внутренних дел, необходимо систематизировать и обобщить нормы действующего законо­дательства, сгруппировав нормы о социальном обеспечении членов семей сотрудников органов внутренних дел в отдель­ном разделе Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации» под названием «Социальные гарантии членам семей сотрудников органов внутренних дел».
  2. Кадровым подразделениям правоохранительных органов России (МВД, ФССП, ФСИН, ФСБ СК и т.д.) усилить информационно – разъяснительную работу по информированию сотрудников о предусмотренных механизмах социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
  3. Государственной думе Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, при подготовки проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать достаточный объем финансирования расходов на социальную защиту сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, в соответствии с предусмотренными законодательными гарантиями.