Координационный совет уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, май 2019 года, г. Казань
Доклад
Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия Д.Э. Оздоева
Защита социальных прав сотрудников правоохранительных органов
и членов их семей
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие человека.
Сегодня перед государством и обществом стоит достаточно сложная задача – создать слаженную систему социальной защиты населения, разработать и обеспечить эффективное функционирование механизмов реализации социальных прав различных категорий граждан.
Среди субъектов социальной защиты особое место занимают сотрудники правоохранительных органов и члены их семей, для которых государство создает систему специальных мер защиты. Однако на сегодняшний день говорить о том, что механизм социальной защиты данной категории граждан работает эффективно, а меры социальной защиты в полном объеме достигают своей цели, пока преждевременно.
Социальная защита призвана обеспечить нормальные условия служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, а также компенсацию повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных случаев, влекущих необходимость социальной защиты.
Социальная защита сотрудников правоохранительных органов осуществляется с помощью тех же источников права, что и социальная защита населения в РФ и социальная защита государственных служащих. В то же время в составе источников права, воздействующих на социальную защиту сотрудников правоохранительных органов, и их содержании имеется определенная специфика.
Конституция содержит ряд положений о социальной защите российских граждан, в том числе сотрудников правоохранительных органов. Так, в ч. 2 ст. 7 закреплено основное содержание социальной защиты населения. Оно является весьма широким и охватывает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями и др. Эти положения развиты в статьях 37, 38, 39, 40, 41 и пр.
Основная часть обращений в сфере реализации жилищных прав сотрудников правоохранительных органов касается предоставления жилья либо единовременной социальной выплаты для его приобретения.
Трудностям с получением жилья посвящена каждая вторая жалоба сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
Так, в марте 2017 года к Уполномоченному по правам человека в Республике Ингушетия обратились гр. Я.Б.И. и Я.Х.А., отслужившие 12 лет в органах МВД по Республике Ингушетия, состоявшие на учете на улучшение жилищных условий с 1994 года и с 1996 года.
Заявители утверждали, что руководство МВД по РИ незаконно и безосновательно затягивает выплаты единовременных социальных выплат.
В результате проведенной работы, согласно полученному ответу из МВД по РИ заявители будут обеспечены единовременной социальной выплатой в порядке очередности, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Заявителям было разъяснено, что согласно Постановлению Правительства РФ от 03 августа 2016 года №751 сотрудники и граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Для сравнения:
К Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области обратилась гр. З., бывшая сотрудница ГУФСИН России по Нижегородской области, которую необоснованно исключили из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На запрос Уполномоченного Управление кадров ГУФСИН сообщило, что гр. З. стояла в данной очереди с февраля 2000 года. В 2009 году ей была предоставлена социальная выплата в размере 874 500 рублей, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом. Однако свое право на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2009 году бывшая сотрудница не реализовала. Гр.З. была исключена из очереди в связи с тем, что вовремя не представила в комиссию соответствующие документы.
Заявительница пояснила, что предоставить копии всех документов ей было очень затруднительно из-за значительных расходов на нотариальное заверение их копий.
Действительно, нуждаемость и постановка сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании предоставленных заявителем копий документов, заверенных в установленном порядке и перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года №369. Вместе с тем, нотариальное заверение копий документов согласно Правил не является обязательным, допускается заверение должностным лицом, принимающим заявление, при предоставлении заявителем их подлинников.
По обращению Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области был положительно решен вопрос формирования копий документов и восстановления заявительницы в очереди нуждающихся. В последующем гр. З. получила единовременную выплату.
Кроме жилищной проблематики, много обращений поступает по вопросам социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов, большая часть которых касается пенсионного обеспечения.
В настоящее время существует целый ряд пенсионных служб, занимающихся вопросами назначения и выплаты пенсий сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей. При незначительных различиях в правовом статусе сотрудников отдельных правоохранительных органов их пенсионное обеспечение осуществляется на основе единого закона — Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
К Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области обратился В., пенсионер МВД Республики Казахстан, переехавший на ПМЖ в РФ в 2014 году. После переезда в назначении пенсии по линии МВД России ему было отказано в связи с тем, что при увольнении он не являлся сотрудником органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 пенсионное обеспечение лиц определяется в зависимости от последнего места службы. Гр. В. обратился за получением пенсии по выслуге после увольнения из Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в июле 2014 года, которое стало для него последним местом службы.
Решение ГУ МВД РФ по Нижегородской области было обжаловано заявителем в судебном порядке, однако судами первой и вышестоящих инстанций в удовлетворении иска о назначении пенсии было отказано.
Анализ судебной практики показывает, что по аналогичным искам удами разных регионов Российской Федерации выносятся судебные акты, как в пользу граждан, так и в пользу региональных управлений МВД РФ.
Среди обращений сотрудников правоохранительных органов, немалая часть касалась вопросов прохождения службы и увольнения с нее.
Так, например, Уполномоченным по правам человека в Самарской области в 2018 году рассмотрены письменные обращения гражданки У.О.В. и гражданки У.А.В. по вопросу нарушения их трудовых прав в связи с невыплатой причитающихся денежных средств при увольнении из органов внутренних дел.
Обращения были направлены в Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области для рассмотрения.
В результате проведенной работы, права заявительниц были восстановлены, им было перечислено денежное довольствие, выходное пособие, выплачена денежная компенсация вместо положенных предметов форменного обмундирования, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, денежная компенсация за исполнение служебных обязанностей в ночное время. Задолженность перед заявительницами погашена в полном объеме.
Постоянного внимания органов власти всех уровней требуют вопросы социальной поддержки семей правоохранительных органов.
В 2017 году к Уполномоченному по правам человека в Самарской области обратилась гр. Ш. по вопросу зачисления ее дочери Ш., 02.12.2013 г.р., в муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №1».
Заявительницей было указано, что ребенок сотрудников полиции с 22 сентября 2014 года не имеет возможности реализовать свое право первоочередного приема в дошкольные общеобразовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3- ФЗ «О полиции».
По мнению заявительницы, именно отсутствие грамотных и своевременных рекомендаций от сотрудников Департамента воспрепятствовало зачислению ее дочери в дошкольное общеобразовательное учреждение, что нарушает конституционное право гражданина на дошкольное образование.
После вмешательства Уполномоченного, дочь заявительницы была обеспечена местом в данном муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении.
На законодательном уровне право сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на охрану здоровья закреплено в ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «О социальных гарантиях»).
Так, согласно вышеназванной норме, сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее — уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пример: в 2018 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Астраханской области обращался гражданин, являющийся сотрудником патрульно-постовой службы УМВД по городу Астрахань, по вопросу оказания медицинской помощи.
Заявитель указал, что в период работы в правоохранительных органах получил заболевание опорно-двигательного аппарата. В связи с чем, в мае 2018 года был направлен на эндопротезирование левого тазобедренного сустава в ФКУЗ «Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Уполномоченным было направлено соответствующее ходатайство в адрес начальника УМВД России по Астраханской области.
В результате проведенной работы, просьба заявителя была удовлетворена — заявитель был направлен в ФКУЗ «Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел России» в статусе сотрудника правоохранительных органов.
Также Законом «О социальных гарантиях» закреплено право сотрудников на оплату проезда к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно, а также к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении системы МВД России в случае направления врачебной комиссией медицинской организации МВД России.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона «О социальных гарантиях» гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) (далее – пенсионер МВД России), и совместно проживающие с ним члены его семьи имеют право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение системы МВД России за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки.
Пример: В адрес Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе обратился пенсионер МВД и инвалид II группы (бессрочно), по вопросу возмещения затрат на проезд в санаторий и обратно.
По информации заявителя, на протяжении последних трех лет ему предоставляются льготные путевки на санаторное лечение, при этом возмещение расходов на проезд в санаторий и обратный путь ему было отказано.
Также заявитель отмечал тот факт, что на данный момент ему отказано не только в ежегодном санаторном лечении, как инвалиду II группы (бессрочно), но и сняли с обслуживания в поликлинике УВД, где заявитель находился на учете с 1979 года. Заявитель неоднократно обращался в отдел пенсионного обеспечения МВД с просьбой предоставить мотивированный ответ относительно отказа возмещения затрат на дорогу в санаторий.
В результате проведенной работы, заявителю возмещены затраты на дорогу в санаторий.
Социальная защита сотрудников правоохранительных органов непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников задач и функций. Меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в правоохранительных органах, стимулировать служебную деятельность сотрудников, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в их деятельности.
В настоящее время те социальные гарантии, которые закреплены нормативно, используются сотрудниками далеко не в полном объеме, а их содержание неадекватно современным социально экономическим условиям. Подобное положение не может в необходимой степени стимулировать служебную деятельность сотрудников правоохранительных органов.
Для создания современной системы правоохранительных органов и обеспечения мотивации их сотрудников на честную и эффективную службу необходимо формирование действенного механизма социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
Рекомендации:
- Подводя итог, отметим, что после проведенной реформы системы органов внутренних дел Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения уровня социальной защищенности, как самих сотрудников, так и членов их семей. Однако на сегодняшний день все еще остаются проблемы, подлежащие разрешению. Так, для упрощения правоприменительной практики в сфере социального обеспечения членов семей сотрудников органов внутренних дел, необходимо систематизировать и обобщить нормы действующего законодательства, сгруппировав нормы о социальном обеспечении членов семей сотрудников органов внутренних дел в отдельном разделе Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под названием «Социальные гарантии членам семей сотрудников органов внутренних дел».
- Кадровым подразделениям правоохранительных органов России (МВД, ФССП, ФСИН, ФСБ СК и т.д.) усилить информационно – разъяснительную работу по информированию сотрудников о предусмотренных механизмах социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
- Государственной думе Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, при подготовки проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать достаточный объем финансирования расходов на социальную защиту сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, в соответствии с предусмотренными законодательными гарантиями.