Научно-практическая конференция по вопросам противодействия коррупции в Республике Ингушетия
г. Магас 09.12.2020 г.
Доклад на тему:
« Проблемы коррупции и нарушений прав человека»
В своем докладе я попытаюсь связать такие понятия, как нарушение прав человека и коррупция, проанализировав их социальную природу, понять, каким образом деяния коррупционного характера нарушают права человека.
На протяжении длительного времени проблему коррупции и нарушений прав человека не связывали между собой.
В последнее время все больше экспертов приходят к осознанию того, что коррупционный механизм прямо пропорционально оказывает влияние на систему соблюдения прав человека.
При этом стоит отметить, что взаимосвязь коррупции и прав человека носит двунаправленный характер, то есть не только высокий уровень коррупции негативно влияет на осуществление и защиту прав человека, но и, наоборот, низкий уровень защищенности прав человека ведет к широкому распространению коррупционных практик.
Возросший интерес и внимание к данной зависимости был вызван как ростом коррупции в России, так и активной разработкой стратегии по борьбе с коррупцией.
Однако, создания законодательной базы антикоррупционной политики недостаточно для снижения уровня и масштабов коррупции в стране.
Именно, защита и соблюдение прав человека может стать одной из необходимых мер в целях противодействия коррупции.
Коррупция в современной России является одним из основных факторов ухудшения ситуации с правами человека.
Следствием использования власти или положения в корыстных целях становится пренебрежение правами граждан, что ведет к безнаказанности и беспределу.
По данным Индекса восприятия коррупции Transparency International в 2018 году Россия заняла 138-е место из 180 стран, набрав 28 баллов. «Соседями» России по рейтингу являются Гондурас, Парагвай, Лаос. Мексика, Киргизия и Папуа — Новая Гвинея [1].
Как отмечают отечественные и зарубежные эксперты, коррупционные деяния и деяния, нарушающие права человека, в подавляющем большинстве случаев совершаются представителями органов публичной власти по одинаковым мотивам, среди которых можно назвать социальный эгоизм, правовой нигилизм, отрицание норм общественной морали, извлечение личной выгоды или иной корыстный имущественный и неимущественный интерес [2].
Взаимосвязь коррупции и прав человека проявляется также в том, что основной предпосылкой распространенности как коррупционных практик, так и нарушений прав человека выступает слабое состояние законности.
Низкое состояние законности проявляется, прежде всего, в том, что в рамках взаимодействия органов публичной власти и общества применяются не закрепленные в нормативно-правовых актах правила поведения, а сложившиеся на практике частные модели поведения (коррупционные практики), предполагающие как совершение коррупционных деяний, так и несоблюдение прав человека.
Данная ситуация ведет к тому, что взаимодействие государства и общества строится на основе альтернативной праву системе социальных правил, что неизбежно ведет к тому, что права и свободы человека, закрепленные в нормативно-правовых актах, не соблюдаются полностью или частично [3].
В частности, к такой модели можно отнести следование укоренившимся традициям или стереотипам, вытекающим из правил по типу «не подмажешь, не поедешь», «закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло».
Коррупционные схемы, приводящие к нарушению тех или иных прав человека, могут выстраиваться как в прямой, так и косвенной зависимости.
Напрямую коррупция может быть связана с нарушениями прав человека в том случае, когда взяточничество умышленно используется в целях ущемить чье либо право.
Если взятка предлагается судье, это прямым образом влияет на его беспристрастность и независимость, следовательно, в результате его соглашения на участие в коррупционной сделке нарушается право на справедливое судебное разбирательство.
В других случаях коррупция может выступать как одно из звеньев цепи событий, которые в результате могут привести к нарушению того или иного права.
Подобную ситуацию на практике можно представить себе в случае, когда например, при размещении госзаказа по объектам строительства, победителем тендера дается «откат», в результате чего страдает качество строительства.
Таких примеров по республике более, чем достаточно.
В данном случае коррупционная сделка становится косвенной причиной нарушения прав человека, но остается при этом неотъемлемым фактором, без которого нарушение могло бы не произойти.
Особенно тревожны случаи проявления коррупции в социальной сфере, в частности – в здравоохранении, образовании, социальной защите.
Такие нарушения оказывают непосредственное воздействие на состояние человека, затрагивают его основные жизненные функции.
Коррупция в социальной системе приводит к тому, что эти сферы становятся недоступными для более бедных слоев населения, нарушая их право на здоровье, социальную защиту, образование, тем самым, ухудшая их социальное положение и физическое состояние, и что самое тревожное, формируют в обществе вышеуказанные традиции и стереотипы поведения, так как в данных сферах коррупционные деяния носят массовый характер.
Например, когда в школе или вузах молодые люди сталкиваются с коррупционными проявлениями, они воспринимают эти действия как правила и эффективную модель поведения, применяя ее в своей дальнейшей жизни.
Коррупционные практики в сфере здравоохранения представляют опасность для демографической ситуации в стране, нарушая не только право на здоровье, создающее условия, дискриминирующие те слои населения, которые не способны платить за услуги, но, в конечном счете, и право на жизнь.
В целом, коррупция в здравоохранении встречается в трех формах: в процессе управления финансовыми ресурсами (например, распределение бюджета), в распределении медицинских поставок (закупка, продажа), и в отношении медицинских работников к пациентам.
Отдельно стоит выделить растрату средств, направленных на социальные программы, когда коррупция приводит к нарушению широкого спектра прав человека.
Право на здоровье, как отмечалось выше, обычно понимается в терминах доступности, приемлемости и качества медицинского обслуживания и здравоохранения, программ, товаров и услуг.
Несколько слов хотелось бы сказать об одном из мотивов коррупции, как социальный эгоизм, который, на мой взгляд, в Ингушетии имеет характер стихийного бедствия.
Эгоизм проявляется в преобладании в человеке интереса к себе, к собственным чувствам, качествам, потребностям, интересам в сравнении с иными индивидуальностями, коллективами, социальными группами или социумом в целом.
Социальный эгоизм проявляется, когда человек игнорирует интересы своего социума и социальных групп, к которым принадлежит, использует ресурсы социума и своих социальных групп исключительно или почти исключительно в своих собственных, нередко корыстных интересах, стремится удовлетворить свои собственные потребности и желания за счет социума и своих социальных групп, ничего или мало что давая им взамен.
Я думаю, относительного данного мотива можно приводить много примеров.
Одним из примеров можно назвать всю градостроительную политику в Республике Ингушетия, когда практически во всех населенных пунктах мы увидим абсолютное пренебрежение не только к градостроительному законодательству, но и общественному интересу (например: снос автовокзала в г. Назрань, с возведением на его месте торгового центра; ликвидация сквера на Аллее Республики в г. Магас, для строительства коммерческого объекта; строительство практического большинства коммерческих объектов с выходом за «красную» линию и т.д.).
Или другой пример, когда в начале 2011 года было принято решение не выделять средства на улучшение жилищных условий детей сирот непосредственного детям — сиротам, а строить готовое жилье, многими это было воспринято позитивно. Однако радость быстро сменилась отчаянием, когда участники программы увидели качество жилья, а также обеспеченность жилищно – коммунальными условиями и месторасположение 18-ти этажного дома в г. Назрань.
После многочисленных жалоб и проверок недостатки жилья для детей сирот были устранены только частично, до настоящего времени сохраняются проблемы подачи воды и тепла, особенно на верхние этажи, а также неисправности лифтов.
В завершение хотелось бы отметить, что признаваемая в современной доктрине и экспертном сообществе взаимосвязь коррупции и прав человека должна стать основой для совершенствования антикоррупционной политики государства.
В частности, практическим результатом понимания этой взаимосвязи должно стать развитие гражданского общества, формирование нетерпимости к коррупции во всех ее проявлениях, создание четкого механизма, позволяющего гражданам и общественным организациям активно включиться в программы и механизмы противодействия коррупции.
- Индекс восприятия коррупции Transparency International. Official cite. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html (дата обращения: 15.04.2019)
- Коррупция и права человека в современной России. Доклад о результатах анализа связи коррупции с нарушениями прав и свобод граждан // Центр развития демократии и прав человека, фонд ИНДЕМ, Институт прав человека и Transparency International. Россия. М.: 2012. – 87 c.
- Марчук П.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРУПЦИИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Научное сообщество XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(75).