Прежде чем ответить на Ваши вопросы хотелось бы напомнить нашим телезрителям, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации — человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Согласно статьям 16 и 17 Конституции Республики Ингушетия — в Республике Ингушетия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, права и свободы человека – краеугольный камень любого общества.
Поэтому решение проблем социально-экономического, политического и духовного плана в первую очередь связано с устойчивым развитием прав и свобод человека и гражданина.
В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Республике Ингушетия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Законом Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» 24 марта 2003 года учреждена государственная должность Республики Ингушетия – Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия.
— Каковы основные задачи Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия?
— В соответствии со ст.16.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Ингушетия от 31.01.2017 года №3-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Ингушетия» и ст. 1 Федерального закона от 18.03.2020 года №48-ФЗ «Об Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» основными задачами Уполномоченного являются обеспечение дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия независим от каких-либо органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления.То есть, деятельность уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
— Какие права имеются у уполномоченного по правам человека на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод?
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе: направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации уполномоченного по правам человека, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить уполномоченному; обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации; обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, уполномоченный по правам человека вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе: инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации; обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.
— Каково содержание поступающих обращений? Что больше всего беспокоит граждан?
— С января 2020 года в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия поступило 128 письменных обращений граждан, тематика которых на практике является крайне широкой. При анализе обращений установлено, что наибольшее количество жалоб (56) поступило по вопросам нарушений прав на жилище и достойные условия проживания. Заявители указали на следующие проблемы: различные нарушения в жилищно-коммунальной сфере; длительность получения жилых помещений из муниципального жилищного фонда; переселение из аварийного и ветхого жилья.
Традиционно наибольшую долю составляют обращения, связанные с реализацией социальных прав — это около половины от общего числа. Далее следуют гражданские (личные) и экономические права. Небольшой процент обращений приходится на политические, культурные(преимущественно в части получения образования, в особенности дошкольного) и экологические права.
По-прежнему остается высоким показатель, связанный с обращениями о нарушениях прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания за пределами нашего региона. Круг обращений от лиц, отбывающих наказание, достаточно широк. Прежде всего, это жалобы на условия содержания, медицинское обслуживание, несогласие с приговором. Поступают обращения от родственников лиц, отбывающих наказание с просьбой об оказании содействия в их переводе в учреждения исполнения наказания, расположенных в регионах СКФО. Жалуются на нарушение прав на совершение религиозных обрядов.
— Расскажите на примерах – как Вы помогли гражданам, обратившимся в аппарат Уполномоченного?
— По 174 устным и письменным обращениям, поступившим в адрес Уполномоченного по правам человека, оказано содействие в защите и восстановлении нарушенных прав.
Так, Уполномоченным по результатам рассмотрения коллективных и индивидуальных жалоб в области трудовых правоотношений оказано содействие в защите прав по 37 жалобам, по ним нам удалось добиться ликвидации задолженности по заработной плате. На имя Уполномоченного по правам человека поступили письменные и устные жалобы от работников ГУП «Ингушрегионводоканал» о нарушениях их трудовых прав, выразившихся в невыплате им заработной платы за 6 месяцев работы.
Необходимо отметить, что вопрос с оплатой труда работников названного предприятия имеет постоянный и системный характер.В рамках рассмотрения данных обращений, во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, прокуратурой, правительством республики, проводилась соответствующая работа по восстановлению нарушенных прав названых граждан. В Управление Федеральной службы судебных приставов по республике направлялось обращение Уполномоченного о проведении дополнительной работы по исполнению судебных актов в отношении ГУП «Ингушрегионводоканал». В результате всех принятых мер в полном объеме погашена задолженность по заработной плате перед более 400 работниками ГУП «Ингушрегионводоканал».
И такие примеры являются далеко не единичными случаями.
В связи с этим, хотелось бы напомнить, что за противоправные действия (бездействие) работодателя при нарушении установленного срока выплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, в силу статей 234, 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность, административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ, уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ.
Приведу еще один пример — к Уполномоченному обратилась заявительница с просьбой обеспечить лекарственными препаратами ее мужа, нуждающегося в жизненно необходимых медикаментах.
Она получала льготные лекарства по рецепту врача в аптеке при ГБУ «Республиканская поликлиника». Однако, прописанные доктором медикаменты в аптеке отсутствовали. Возможности приобрести лекарственные препараты, в которых нуждается муж, заявительница не имела, в связи с тяжелым материальным положением. Изучив этот вопрос, Уполномоченный письменно обратился в минздрав республики, с просьбой в установленном законом порядке бесплатно обеспечить лекарственными средствами мужа заявительницы.
После, из минздрава поступил ответ, что проблемы с поставками решены, заключены прямые контракты для обеспечения лекарственными препаратами больных по федеральной льготе. От заявительницы также стало известно, что ее муж полностью обеспечен необходимыми лекарственными препаратами.
Еще один пример, это когда на имя Уполномоченного обратилась заявительница в интересах своего сына, осужденного и отбывающего наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике.
Заявительница — мать осужденного, сообщала, что к ее сыну со стороны сотрудников исправительного учреждения применяются незаконные методы воздействия, без оснований — различного рода наказания, кроме того, ему не предоставляется медицинское обслуживание, в связи, с чем она опасается за состояние его здоровья.
По результату рассмотрения данного обращения, после проведения соответствующих проверок и личной встречи Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике и представителя общественной наблюдательной комиссии с осужденным, было принято решение о его переводе в исправительное учреждение, находящееся на территории Ставропольского края.
Таких примеров можно привести множество. Приведенные примеры не охватывают в полной мере весь комплекс вопросов, с которыми сталкиваются граждане.
Несмотря на положительные тенденции в обеспечении и защите прав граждан, проблемы остаются.
В каждодневной работе аппарат Уполномоченного оказывает гражданам помощь в защите их прав.
В завершении нашей передачи призываю жителей республики соблюдать все ограничительные меры в условиях сохраняющейся угрозы распространения коронавирусной инфекции, и не допускать их игнорирования, иначе это может привести к еще более серьезным последствиям и причинению вреда жизни и здоровью наших граждан.