Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов

    и проектов нормативных правовых актов

 Принят Государственной Думой                   3 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации                      7 июля 2009 года

(В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗот 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)

Статья 1

1. Настоящий   Федеральный   закон  устанавливает  правовые  и организационные  основы  антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов  в целях выявления  в  них  коррупциогенных  факторов  и   их   последующего устранения.

2. Коррупциогенными факторами являются  положения  нормативных правовых    актов    (проектов    нормативных    правовых   актов),устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие  пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих  правил,  а  также  положения,   содержащие   неопределенные,трудновыполнимые  и  (или) обременительные требования к гражданам и организациям  и  тем  самым  создающие   условия   для   проявления коррупции.

Статья 2      Основными принципами  организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов  нормативных  правовых  актов)являются:

1) обязательность  проведения   антикоррупционной   экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность,  объективность и проверяемость  результатов антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество  федеральных  органов исполнительной власти,иных государственных органов и организаций, органов государственной власти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местного  самоуправления,  а  также  их  должностных  лиц  (далее  —  органы,организации,   их  должностные  лица)  с  институтами  гражданского общества при проведении  антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Статья 3

1. Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов(проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой   Российской  Федерации  —  в  соответствии  с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»,  в  установленном  Генеральной прокуратурой Российской Федерации  порядке  и  согласно  методике,  определеннойПравительством Российской Федерации;

2) федеральным   органом    исполнительной    власти в областиюстиции  —  в   соответствии  с  настоящим  Федеральным законом,  впорядке и согласно       методике,   определенным    ПравительствомРоссийской Федерации;

3) органами,  организациями,  их  должностными  лицами   —   всоответствии   с   настоящим   Федеральным   законом,   в  порядке,установленном   нормативными   правовыми   актами   соответствующихфедеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственныхорганов и организаций,  органов  государственной  власти  субъектовРоссийской Федерации,  органов местного самоуправления,  и согласнометодике, определенной Правительством Российской Федерации.

2. Прокуроры  в  ходе  осуществления своих полномочий проводятантикоррупционную экспертизу нормативных  правовых  актов  органов,организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной      и     муниципальной     собственности,государственной и  муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового,таможенного,   лесного,  водного,  земельного,  градостроительного,природоохранного     законодательства,      законодательства      олицензировании,    а    также    законодательства,    регулирующегодеятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций,создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных   гарантий   лицам,   замещающим    (замещавшим)государственные     или    муниципальные    должности,    должностигосударственной или муниципальной службы.

3. Федеральный  орган  исполнительной власти в области юстициипроводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов  федеральных  законов,  проектов указов ПрезидентаРоссийской  Федерации  и   проектов   постановлений   ПравительстваРоссийской   Федерации,   разрабатываемых   федеральными   органамиисполнительной   власти,   иными   государственными   органами    иорганизациями, — при проведении их правовой экспертизы;

2)  проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы; (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ; от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)

3) нормативных    правовых    актов    федеральных     органовисполнительной власти,  иных государственных органов и организаций,затрагивающих права,  свободы и обязанности человека и  гражданина,устанавливающих    правовой    статус   организаций   или   имеющихмежведомственный   характер,   а   также   уставов    муниципальныхобразований  и  муниципальных правовых актов о внесении изменений вуставы  муниципальных  образований   —   при   их   государственнойрегистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

4. Органы,   организации,   их   должностные   лица   проводятантикоррупционную  экспертизу  принятых  ими  нормативных  правовыхактов (проектов  нормативных  правовых  актов)  при  проведении  ихправовой экспертизы и мониторинге их применения.

5. Органы,  организации,  их   должностные   лица   в   случаеобнаружения  в  нормативных  правовых  актах  (проектах нормативныхправовых  актов)  коррупциогенных   факторов,   принятие   мер   поустранению  которых  не относится к их компетенции,  информируют обэтом органы прокуратуры.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

Статья 4

1. Выявленные   в   нормативных   правовых   актах   (проектахнормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного  правовогоакта  или  в  обращении прокурора в суд в порядке,  предусмотренномпроцессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционнойэкспертизы в случаях,  предусмотренных  частями  3  и  4  статьи  3настоящего Федерального закона (далее — заключение).

2. В требовании прокурора об изменении нормативного  правовогоакта  и  в  заключении должны быть указаны выявленные в нормативномправовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенныефакторы и предложены способы их устранения.

3. Требование прокурора об  изменении  нормативного  правовогоакта  подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,организацией или должностным лицом не позднее чем  в  десятидневныйсрок  со  дня  поступления требования и учитывается в установленномпорядке органом, организацией или должностным лицом, которые издалиэтот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора обизменении   нормативного    правового    акта,    направленное    взаконодательный  (представительный)  орган  государственной  властисубъекта Российской Федерации или в представительный орган местногосамоуправления,  подлежит  обязательному  рассмотрению на ближайшемзаседании соответствующего органа  и  учитывается  в  установленномпорядке  органом,  который  издал  этот  акт,  в соответствии с егокомпетенцией.

4. Требование  прокурора  об  изменении нормативного правовогоакта может быть обжаловано в установленном порядке.     4-1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

6.  Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключениикоррупциогенных  факторов,  разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

Статья 5

1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке,предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации,за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционнуюэкспертизу   нормативных   правовых   актов  (проектов  нормативныхправовых  актов).  Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

2. В заключении по результатам  независимой  антикоррупционнойэкспертизы  должны  быть  указаны выявленные в нормативном правовомакте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные  факторыи предложены способы их устранения.

3. Заключение  по  результатам  независимой  антикоррупционнойэкспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательномурассмотрению органом,  организацией или должностным лицом,  которымоно  направлено,  в  тридцатидневный срок со дня его получения.  Порезультатам рассмотрения гражданину  или  организации,  проводившимнезависимую   экспертизу,  направляется  мотивированный  ответ,  заисключением случаев,  когда в заключении отсутствует предложение  оспособе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Президент Российской Федерации                      Д.Медведев

Москва, Кремль     17 июля 2009 года

N 172-ФЗ