РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов
Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года
(В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ; от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов),устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные,трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья 2 Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти,иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы,организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статья 3
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов(проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определеннойПравительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в областиюстиции — в соответствии с настоящим Федеральным законом, впорядке и согласно методике, определенным ПравительствомРоссийской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами — всоответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке,установленном нормативными правовыми актами соответствующихфедеральных органов исполнительной власти, иных государственныхорганов и организаций, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления, и согласнометодике, определенной Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводятантикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов,организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности,государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового,таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного,природоохранного законодательства, законодательства олицензировании, а также законодательства, регулирующегодеятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций,создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим)государственные или муниципальные должности, должностигосударственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстициипроводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов ПрезидентаРоссийской Федерации и проектов постановлений ПравительстваРоссийской Федерации, разрабатываемых федеральными органамиисполнительной власти, иными государственными органами иорганизациями, — при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы; (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ; от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти, иных государственных органов и организаций,затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,устанавливающих правовой статус организаций или имеющихмежведомственный характер, а также уставов муниципальныхобразований и муниципальных правовых актов о внесении изменений вуставы муниципальных образований — при их государственнойрегистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
4. Органы, организации, их должностные лица проводятантикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовыхактов (проектов нормативных правовых актов) при проведении ихправовой экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случаеобнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативныхправовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер поустранению которых не относится к их компетенции, информируют обэтом органы прокуратуры.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
Статья 4
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектахнормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правовогоакта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренномпроцессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционнойэкспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3настоящего Федерального закона (далее — заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного правовогоакта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативномправовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенныефакторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правовогоакта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом,организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневныйсрок со дня поступления требования и учитывается в установленномпорядке органом, организацией или должностным лицом, которые издалиэтот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора обизменении нормативного правового акта, направленное взаконодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации или в представительный орган местногосамоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшемзаседании соответствующего органа и учитывается в установленномпорядке органом, который издал этот акт, в соответствии с егокомпетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правовогоакта может быть обжаловано в установленном порядке. 4-1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Часть дополнена — Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключениикоррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
Статья 5
1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке,предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации,за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционнуюэкспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативныхправовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)
2. В заключении по результатам независимой антикоррупционнойэкспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовомакте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторыи предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционнойэкспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательномурассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которымоно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. Порезультатам рассмотрения гражданину или организации, проводившимнезависимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, заисключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение оспособе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль 17 июля 2009 года
N 172-ФЗ