МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для должностных лиц подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений по проведению
антикоррупционной работы
г. Магас 2018 г.
В условиях динамично развивающегося законодательства о противодействии коррупции в органах государственной власти Республики Ингушетия и органах местного самоуправления все более важной становится работа по активизации деятельности и укреплению подразделений (должностных лиц) кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В целях формирования единого подхода к обеспечению деятельности подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления, оказания им помощи в организации и проведении антикоррупционной работы, отделом по вопросам государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Ингушетия подготовлены настоящие методические рекомендации.
В рекомендациях предлагаются механизмы для организации эффективной работы в органе власти и управления по профилактике коррупционных проявлений на государственной гражданской и муниципальной службе (далее – гражданская и (или) муниципальная служба):
— обеспечение соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия коррупции;
— принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской или муниципальной службе;
— обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
— оказание служащим консультативной помощи по вопросам в сфере противодействия коррупции;
— организация правового просвещения служащих; проведение проверочных мероприятий; подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.
Деятельность работников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна быть реализована с использованием таких инструментов как координация, контроль, взаимодействие (в том числе с правоохранительными органами и институтами гражданского общества), рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике.
- Определение подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений
1.1. Создание и деятельность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений регулируются нормативными правовыми актами и поручениями:
– Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (пункт 3 Указа устанавливает функции подразделений);
– Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» (пп. «л» п. 8 Национальной стратегии определяет одним из направлений ее реализации совершенствование работы подразделений);
– Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (п. 3 Указа руководителям государственных органов поручено усилить работу подразделений);
– Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденное Аппаратом Правительства Российской Федерации 18 февраля 2010 г. № 647п-П16;
– поручение Президента Российской Федерации от 21 января 2011 г. № Пр-133 о принятии мер по активизации работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб государственных органов (соответствующих должностных лиц этих служб);
– перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. (от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689).
1.2. В каждом государственном и муниципальном органе необходимо создание (назначение) подразделения (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб. Данная норма распространяется на органы местного самоуправления, в т.ч. и городских, и сельских поселений.
Подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений образуется локальным правовым актом.
В случае если создание подразделения невозможно по объективным причинам, то в целях организации эффективной работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо определить не менее 2 должностных лиц для обеспечения взаимозаменяемости сотрудников при временном отсутствии одного из них.
Обязанности по осуществлению работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений отражаются в должностных регламентах (должностных инструкциях) служащих.
Должностные лица по профилактике коррупционных и иных правонарушений должны иметь высшее профессиональное образование (преимущественно юридическое), проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года по специализированным программам (например, «Функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений», «Государственная политика в области противодействия коррупции», «Профилактика коррупционных правонарушений в органах государственного и муниципального управления» и др.).
Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. руководителям государственных органов поручено принять меры по кадровому укреплению подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также по недопущению случаев возложения на указанные подразделения функций, не относящихся к антикоррупционной работе.
1.3. Деятельность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений должна осуществляться на плановой основе. Для этого необходимо разработать и утвердить в государственных и муниципальных органах план работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. План должен предусматривать мероприятия, направленные на достижение конкретных результатов, сроки исполнения мероприятий, ответственных исполнителей. В ходе реализации плана необходимо обеспечить контроль за выполнением мероприятий, а также внесение изменений в план
в соответствии с актуальными изменениями антикоррупционного законодательства.
1.4. В целях повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции в государственных и муниципальных органах необходимо проводить регулярную оценку результатов работы в данной сфере с выработкой необходимых для этого критериев.
Для проведения указанной работы возможно применение рекомендаций Минтруда России «О показателях оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений и алгоритме их применения».
- Обеспечение соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей в сфере противодействия
2.1. Должностные лица подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивают соблюдение государственными гражданскими и муниципальными служащими (далее – гражданскими и (или) муниципальными служащими) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения служащими обязанностей в сфере противодействия коррупции.
Должностным лицам в обязательном порядке необходимо ознакомить под роспись каждого служащего с документами:
– гражданских служащих с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой; статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой; статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего);
– муниципальных служащих с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой; статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой; статья 14.2. Требования к служебному поведению муниципального служащего);
– гражданских и муниципальных служащих с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора; статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов);
– кодексом этики и служебного поведения гражданских или муниципальных служащих, утвержденным правовым актом государственного или муниципального органа;
– типовым стандартом антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Республики Ингушетия.
2.2. Гражданский или муниципальный служащий в целях противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов на гражданской или муниципальной службе обязан:
– соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования
к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами;
– сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;
– не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных или муниципальных органов, организаций, должностных лиц, гражданских или муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
– передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;
– ежегодно представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов семьи (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) в соответствии с перечнем должностей, утвержденным нормативным правовым актом;
– уведомлять в установленном порядке представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
– уведомлять в установленном порядке о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
2.3. В случае если владение гражданским или муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо проконтролировать передачу гражданским или муниципальным служащим принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2.4. В соответствии с перечнем должностей гражданской или муниципальной службы, установленным нормативным правовым актом, подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обязаны организовать сбор, обработку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских или муниципальных служащих, а также аналогичных сведений их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В процессе проведения декларационной кампании необходимо организовать на постоянной основе (по графику) консультации, практические семинары, аппаратные учебы со служащими по проблемным вопросам заполнения указанных сведений.
По итогам представления служащими сведений о доходах, расходах необходимо обеспечить их размещение на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок размещения указанных сведений необходимо утвердить нормативным правовым актом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».
Подразделениям (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо проводить оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации государственным или муниципальным органом своих функций, а также вносить изменения в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
В данной работе рекомендуется применять реализуемый на федеральном уровне принцип определения перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, а также методические рекомендации Минтруда России по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
2.5. В случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений он обязан уведомлять об этом представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы. Невыполнение служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы, либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок уведомления о соответствующих фактах обращения, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя.
Как правило, уведомление подается служащим в письменной форме в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, регистрируется и передается представителю нанимателя.
Гражданский или муниципальный служащий вправе устно уведомить представителя нанимателя на личном приеме о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомления подлежат обязательной регистрации в специальном журнале, который должен быть прошит и пронумерован, а также заверен оттиском печати государственного или муниципального органа.
Конфиденциальность полученных сведений обеспечивается представителем нанимателя или по его поручению подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного или муниципального органа.
2.6. Служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя. К иной оплачиваемой работе относится работа, связанная с трудовыми отношениями (на основании трудового договора) и с гражданско-правовыми отношениями (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.). Уведомление представителя нанимателя необходимо осуществить до заключения трудового или гражданско-правового договора.
Порядок уведомления представителя нанимателя о намерении гражданского или муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу рекомендуется утвердить правовым актом государственного или муниципального органа.
Выполнение служащим иной оплачиваемой работы не должно привести к возникновению конфликта интересов. В противном случае представитель нанимателя направляет уведомление для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
2.7. Гражданин, замещавший должность гражданской или муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный правовым актом государственного или муниципального органа, в течение двух лет после увольнения с гражданской или муниципальной службы не вправе без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного или муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего.
Согласие комиссии дается в порядке, установленном положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным правовым актом государственного или муниципального органа.
К функциям государственного или муниципального управления организацией относятся полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
К числу обязательных для исполнения решений (проектов решений) можно отнести:
– принятие правовых актов и разработку (утверждение) государственных (муниципальных) программ, связанных с регулированием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности;
– осуществление мер государственного (муниципального) регулирования в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;
– оказание государственных (муниципальных) услуг, получателем которых была заинтересованная организация;
– осуществление государственного (муниципального) контроля и надзора в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;
– координацию и стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующей отрасли экономики, либо участников общественных отношений в других сферах деятельности, в том числе и заинтересованной организации;
– управление подведомственными государственному (муниципальному) органу организациями, осуществляющими деятельность в той же сфере, что и заинтересованная организация.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700 работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность гражданской или муниципальной службы, перечень которых устанавливается правовыми актами государственного или муниципального органа, в течение 2 лет после его увольнения с гражданской или муниципальной службы сообщает о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) гражданского или муниципального служащего по последнему месту его службы. При получении такого сообщения должностное лицо подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений готовит заключение представителю нанимателя (работодателю) об отсутствии (наличии) оснований для рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о даче согласия гражданину, замещавшему должность гражданской или муниципальной службы. При подготовке заключения должностное лицо анализирует должностной регламент (должностную инструкцию) на предмет наличия в должностных (служебных) обязанностях гражданского или муниципального служащего функций государственного (муниципального) управления данной организацией.
При отсутствии оснований для дачи согласия на замещение должности в организации сообщение работодателя принимается к сведению. В случае если было выявлено, что в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего входили функции государственного (муниципального) управления данной организацией и гражданин, замещавший должность гражданской или муниципальной службы, не обращался в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, материалы рассматриваются в установленном порядке комиссией. По итогам рассмотрения комиссией принимается решение либо о даче согласия на замещение гражданином должности (выполнение работ) в коммерческой или некоммерческой организации, либо в случае установления нарушения гражданином требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» рекомендуется руководителю государственного органа проинформировать о данном обстоятельстве органы прокуратуры и уведомившую организацию для решения вопроса о прекращении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Подразделению (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений целесообразно вести учет сообщений работодателей о гражданах, замещавших должности гражданской или муниципальной службы. При увольнении служащих проводить с ними беседу, выдавать памятку об ограничениях при заключении ими трудового или гражданско-правового договора, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
2.8. В связи с прохождением гражданской или муниципальной службы гражданскому или муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Подарки, полученные гражданским или муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются государственной (муниципальной) собственностью и передаются гражданским или муниципальным служащим по акту в государственный или муниципальный орган, в котором он замещает должность гражданской или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский или муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом правовыми актами государственных или муниципальных органов.
В соответствии Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10, государственные или муниципальные органы принимают нормативные правовые акты, определяющие порядок уведомления о получении подарка, его сдачи, выкупа и реализации с учетом особенностей их деятельности.
2.9. В целях единообразного применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при организации работы в государственных или муниципальных органах возможно использование методических рекомендаций «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами», одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. № 34).
- Выявление и урегулирование конфликта интересов на государственной или муниципальной службе
3.1. Гражданский или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Данная обязанность должна быть реализована, в случае если у служащего при исполнении им должностных обязанностей возник конфликт интересов или служащему стало известно о возможности его возникновения.
Действующим законодательством не утверждены форма и порядок уведомления служащим непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. В этой связи предлагается соответствующую информацию излагать в письменной форме, в которой содержатся: характер личной заинтересованности служащего; конкретные должностные (служебные) обязанности, исполнение которых могут привести или привели к возникновению конфликта интересов; конкретные организации, физические лица, исполнение должностных обязанностей в отношении которых могут привести или привели к возникновению конфликта интересов.
В соответствии с положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного правовым актом государственного или муниципального органа, представление руководителя государственного и муниципального органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном или муниципальном органе мер по предупреждению коррупции, является основанием для проведения заседания комиссии.
В случае если непосредственный начальник служащего не является членом указанной комиссии, уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения направляется (передается) руководителю государственного или муниципального органа, либо в подразделение (должностному лицу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
3.2. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять следующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:
– изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, в том числе отстранить его от исполнения должностных (служебных) обязанностей.
Так, в зависимости от сферы возникновения конфликта интересов, данная мера может быть применена в виде временного исключения служащего из состава конкурсной комиссии, комиссии по размещению заказа, участников проверочных мероприятий и т.д. Необходимо учитывать, что основанием для отстранения служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей является соответствующий акт (решение) представителя нанимателя;
– принять отказ служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Данная мера может быть реализована посредством представления служащим в письменном виде на имя представителя нанимателя обязательства воздержаться от совершения определенных действий или возврата полученного (например, в качестве подарка) имущества, если выгода уже получена;
– инициировать отвод или принять самоотвод служащего. При этом отвод (самоотвод) служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела либо курирования определенного направления деятельности, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п.;
– отстранить гражданского или муниципального служащего от замещаемой должности гражданской или муниципальной службы (не допускать к исполнению должностных (служебных) обязанностей) на период урегулирования конфликта интересов, а также проведения в отношении него проверочных мероприятий.
3.3. В зависимости от конкретного случая возникновения конфликта интересов подразделению (должностному лицу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо осуществлять контроль исполнения служащим должностных (служебных) обязанностей, связанных с:
– подготовкой в пределах его компетенции проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в соответствующей сфере;
– осуществлением контроля (надзора) за соблюдением законодательства в соответствующей сфере;
– участием в работе комиссии по осуществлению закупок на предмет попытки оказать влияние на членов комиссии либо осуществить необъективную оценку участников конкурса с целью получения выгоды;
– направлением запросов о предоставлении информации на предмет использования полученной информации, не являющейся общедоступной, для предоставления третьим лицам;
– согласованием распределения бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределения ограниченных ресурсов на предмет принятия решений в пользу третьих лиц;
– взаимодействием с конкретными юридическими или физическими лицами, если служащие или их близкие родственники получают или получали выгоду от соответствующих лиц.
3.4. В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской или муниципальной службе необходимо использование в практической деятельности Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Указанный Обзор в свое время отделом по вопросам государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Ингушетия направлен во все государственные и муниципальные органы для сведения и учета в работе.
Государственным или муниципальным органам с учетом специфики их деятельности на его основе необходимо подготовить соответствующие памятки гражданским или муниципальным служащим, ознакомить служащих и разместить на официальных сайтах государственных или муниципальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
Подразделение (должностное лицо) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивает деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» комиссии созданы в каждом государственном или муниципальном органе, утверждены положения об их деятельности.
С учетом особенностей организации местного самоуправления, малой штатной численности служащих в муниципальных органах поселений возможна передача полномочий муниципальным районам по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.
Секретарем комиссии, как правило, назначается должностное лицо подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В целях привлечения представителей общественности к антикоррупционной работе руководитель государственного или муниципального органа может принять решение о включении в состав комиссии представителя общественного совета, образованного при государственном или муниципальном органе.
Гражданским или муниципальным органам необходимо повышать эффективность реализации принимаемых комиссиями решений и объективность привлечения гражданских или муниципальных служащих к ответственности по итогам заседаний комиссий. Так, зачастую комиссией принимается решение о применении к служащему мер дисциплинарной ответственности, а представителем нанимателя данное решение не реализуется. Это способствует дискриминации работы комиссии, что недопустимо в деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
- Оказание консультативной помощи и организация правового просвещения гражданских или муниципальных служащих
5.1. В целях оказания консультативной помощи служащим необходимо разработать памятки по ключевым вопросам противодействия коррупции (ответственность за коррупционные правонарушения, урегулирование конфликта интересов, выполнение иной оплачиваемой работы, информирование о фактах коррупции, уведомление о получении подарка и т.п.). Провести ознакомление служащих с памятками. Также рекомендуется разместить памятки на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции.
5.2. Для граждан, претендующих на замещение должностей гражданской или муниципальной службы, рекомендуется организовывать в рамках проведения конкурсных процедур анкетирование, тестирование, использовать иные методы оценки знаний положений антикоррупционного законодательства.
5.3. В государственных или муниципальных органах целесообразно организовывать проведение различных видов учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) по вопросам противодействия коррупции.
В целях правового просвещения служащих необходимо организовать проведение следующих мероприятий:
– обязательный вводный тренинг (обучение) для граждан, впервые поступивших на гражданскую или муниципальную службу;
– регулярный тренинг (обучение) по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению для всех служащих государственного или муниципального органа;
– специализированный углубленный тренинг (обучение) для служащих, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных и иных правонарушений;
– специализированный тренинг (обучение) для ознакомления и анализа новых правовых норм, включая подходы к их применению, в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции;
– тренинг (беседа) со служащими, увольняющимися с гражданской или муниципальной службы, на которых распространяются ограничения по заключению трудового или гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции».
5.4. Должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо не реже 1 раза в 3 года проходить повышение квалификации по программам профилактики и противодействия коррупции.
5.5. Дополнительным инструментом правового просвещения служащих может являться внутренний интернет-портал государственного или муниципального органа. С его использованием возможно проведение консультаций со служащими по вопросам выполнения и реализации требований антикоррупционного законодательства с помощью различных процедур: в режиме on-line по выделенному специальному адресу электронной почты; в режиме «вопрос-ответ» посредством размещения ответов на актуальные и часто задаваемые вопросы; в виде проведения on-line конференции с участием всех заинтересованных служащих. Также представляется целесообразным размещать на внутреннем интернет-портале формы (заявления), заполняемые служащими в случаях, предусмотренных антикоррупционным законодательством, методические рекомендации, памятки и разъяснения по вопросам антикоррупционной тематики.
- Проведение проверочных мероприятий
6.1. Подразделениями (должностными лицами) по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивается проведение:
– проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской или муниципальной службы, и гражданскими или муниципальными служащими;
– проверки сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской или муниципальной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– проверки соблюдения гражданскими или муниципальными служащими требований к служебному поведению;
– проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности гражданской или муниципальной службы, ограничений при заключении ими после ухода с гражданской или муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;
– служебные проверки.
6.2. Указанные проверки проводятся в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», а также правовыми актами государственных или муниципальных органов.
6.3. Проведение служебных проверок регулируется статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Подготовка проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции
В целях поддержания в актуальном состоянии нормативную правовую базу в сфере противодействия коррупции подразделениям (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений рекомендуется проводить мониторинг законодательства о противодействии коррупции, по итогам которого вносить соответствующие изменения в действующие, разрабатывать новые правовые акты.
Разработка правовых актов государственных или муниципальных органов осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Проекты нормативных правовых актов государственных или муниципальных органов должны проходить антикоррупционную экспертизу в порядке, установленном государственными и муниципальными органами.
- Взаимодействие с правоохранительными органами
8.1. Подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений в своей деятельности взаимодействуют с правоохранительными органами. Можно выделить следующие направления взаимодействия:
– при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской или муниципальной службы, и гражданскими или муниципальными служащими, замещающими должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами государственных или муниципальных органов, и членов их семей;
– при проведении проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, связанных с гражданской или муниципальной службой, требований к служебному поведению, и при проведении проверок по фактам нарушения служащими указанных требований, ограничений и запретов;
– с органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
– при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений коррупционной направленности.
8.2. Формы взаимодействия могут быть следующими:
– проведение межведомственных, координационных совещаний;
– организация постоянно действующих рабочих групп;
– организация совместных проверок по исполнению законодательства о противодействии коррупции в конкретном государственном или муниципальном органе;
– обучение, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и иной помощи в рассматриваемой сфере;
– организация совместных семинаров, конференций;
– организация совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов;
– межведомственный информационный обмен;
– проведение совместных мероприятий с общественными и депутатскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.
8.3. В целях организации эффективного взаимодействия государственного или муниципального органа с правоохранительными органами предлагается использовать методические рекомендации «Обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в рамках организации противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25 сентября 2012 г. № 34.
- Взаимодействие с институтами гражданского общества
9.1. В целях повышения эффективности противодействия коррупции государственными или муниципальными органами осуществляется взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества.
Исходя из задач, возложенных на подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, можно выделить следующие направления их взаимодействия:
– при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной или муниципальной службы, и гражданскими или муниципальными служащими, замещающими должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами государственных или муниципальных органов, и членов их семей;
– при проведении проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Основанием для осуществления указанных проверок является информация в письменном виде, представленная постоянно действующими руководящими органами политических партий, зарегистрированных общероссийских общественных объединений, общественной палатой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, средствами массовой информации:
– при проверке обращений от граждан и организаций о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими;
– при проведении работы по формированию у служащих отрицательного отношения к коррупции;
– при проведении независимой антикоррупционной экспертизы;
– при правовом просвещении служащих;
– при проведении среди населения социологических исследований, позволяющих оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.
9.2. Формы взаимодействия общественных объединений и организаций с государственными или муниципальными органами:
– привлечение к работе в государственных юридических бюро;
– привлечение к работе по совершенствованию антикоррупционного законодательства, проведению его мониторинга;
– рассмотрение (обсуждение) проектов нормативных правовых актов;
– участие представителей общественного совета, образованного при государственном или муниципальном органе в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
– участие в заседаниях рабочих групп, иных совещательных органах по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
– участие в проведении конференций, «круглых столов», научно-практических семинарах;
– создание информационно-просветительских программ (на телевидении, радиоканалах, в печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в сфере противодействия коррупции.
- Рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике
10.1. Обращения граждан и организаций могут поступать в государственные или муниципальные органы следующим образом:
– в письменном виде (через обычные каналы связи или специальный почтовый ящик в здании государственного или муниципального органа);
– по телефону «горячей линии» («телефону доверия»);
– на личном приеме граждан руководителем (заместителем руководителя);
– с использованием информационно-коммуникационных сетей (посредством заполнения специальной формы на официальном интернет-сайте или направления обращения в виде электронного письма на адрес специальной электронной почты государственного или муниципального органа).
10.2. Информацию для граждан и организаций о способах направления обращений в государственный или муниципальный орган и о процедурах их рассмотрения необходимо разместить:
– на информационных стендах, посвященных антикоррупционной деятельности государственного или муниципального органа, установленных в общедоступном месте в здании государственного или муниципального органа;
– на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
10.3. Необходимо организовать особый учет всех поступающих в государственные или муниципальные органы обращений граждан и организаций о фактах коррупции, завести соответствующие журналы регистрации, назначить из числа работников подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений уполномоченных по рассмотрению обращений коррупционного характера.
Необходимо обеспечить объективное и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций по фактам коррупционных проявлений.
Данная работа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При наличии в обращениях граждан и организаций информации, относящейся к компетенции правоохранительных и иных государственных органов, их следует направлять в соответствующий орган сопроводительным письмом с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения.
В случае наличия в обращении граждан и организаций достаточной информации о нарушении гражданскими муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных в сфере противодействия коррупции, работникам подразделений (должностным лицам) по профилактике коррупционных и иных правонарушений ходатайствовать перед руководителем государственного или муниципального органа о проведении проверки в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
Контроль за рассмотрением и принятыми мерами по обращениям граждан и организаций о фактах коррупции возложить на руководителя подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо непосредственного руководителя должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
10.4. В государственном или муниципальном органе необходимо осуществлять мониторинг публикаций в средствах массовой информации, открытых писем граждан и организаций о фактах коррупции с последующим докладом о результатах мониторинга руководству государственного или муниципального органа.
10.5. В целях повышения эффективности и результативности работы по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции возможно использовать в работе методические рекомендации «Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции», одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. № 34).
- Ведение подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте государственного или муниципального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
В целях реализации принципа открытости деятельности государственных или муниципальных органов необходимо создание и ведение подраздела по противодействию коррупции на официальном сайте государственного или муниципального органа.
Рекомендуется использовать приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н, утвердивший требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции.
Обеспечение единого подхода к организации и проведению работы по размещению и наполнению подразделов по вопросам противодействия коррупции будет способствовать повышению открытости и доступности информации о деятельности государственных или муниципальных органов по профилактике коррупционных правонарушений, а также реализации прав граждан получать достоверную информацию о деятельности государственных или муниципальных органов в сфере противодействия коррупции.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
для оценки знания положений антикоррупционного законодательства
- Что такое «коррупция»?
- Что такое «противодействие коррупции»?
- Что составляет правовую основу противодействия коррупции?
- Каковы основные принципы противодействия коррупции?
- Какие меры по профилактике коррупции предусматривает антикоррупционное законодательство?
- Меры по профилактике коррупции.
- Что является коррупционными факторами?
- Основные направления деятельности органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
- Что такое «конфликт интересов»?
- Что понимается под личной заинтересованностью гражданского или муниципального служащего?
- Какие меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов следует принять в следующих ситуациях:
Ситуация 1. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Ситуация 2. Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Ситуация 3. Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Ситуация 4. Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Ситуация 5.
Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Ситуация 6. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской или муниципальной службы, при заключении им трудового договора
- Как должен вести себя государственный гражданский служащий в случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения?
- Какие виды дисциплинарной ответственности влечет за собой невыполнение государственным служащим обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
- Основные запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- Основные ограничения, связанные с государственной гражданской службой.
- Каковы обязанности организаций по принятию мер по предупреждению коррупции.
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК
обучения государственных гражданских служащих ____________________________ в целях антикоррупционного просвещения
(наименование государственного органа)
Наименование мероприятия | Регламент проведения | Комментарии |
Обязательный вводный тренинг | в течение первого месяца для граждан, вновь поступивших на государственную службу | В ходе тренинга государственному гражданскому служащему разъясняются основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению, которые необходимо соблюдать в целях противодействия коррупции; порядок, условия и сроки осуществления отдельных действий в целях исполнения некоторых обязанностей; предоставляются под подпись методические материалы, которые размещены также на официальном интернет-сайте государственного органа (наименование) и на информационном стенде в здании государственного органа (наименование), с указанием контактной информации |
Регулярный тренинг | каждый март и сентябрь года (или другие месяцы), дата и время утверждаются в рабочем порядке | В ходе тренинга разъясняются:
— порядок действий, которому служащие должны следовать для соблюдения положений законодательства в соответствии с административными процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Ингушетия и государственного органа (наименование); — типичные ситуации, провоцирующие конфликт интересов, и способы их урегулирования; — типичные вопросы, которые возникают в ходе исполнения антикоррупционного законодательства, при необходимости проводится детальный разбор отдельных наиболее сложных положений нормативных правовых актов Тренинг проводится кадровой и юридической службами государственного органа (наименование) как самостоятельно, так и с привлечением представителей других ведомств, экспертов из высших образовательных учреждений; — возможность участия государственных гражданских служащих в различных образовательных программах по вопросам противодействия коррупции в рамках реализации государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих |
Специальный тренинг | каждый апрель и ноябрь года (или другие месяцы), дата и время утверждаются в рабочем порядке | Специальные тренинги проводятся с целью детального ознакомления и анализа новых правовых норм, включая подходы к их применению, в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции |
Консультирование по вопросам антикоррупционного просвещения
|
каждую пятницу с 10 до 12 часов (или другой день недели) | Для организации консультирования государственных гражданских служащих по вопросам антикоррупционного просвещения должен быть определен порядок обращения для получения индивидуальной консультации, определены формы и способы предоставления консультации уполномоченными сотрудниками (государственными гражданскими служащими) государственного органа (наименование) при личном обращении лица, посредством официального Интернет-сайта, телефона «прямой линии» или электронной почты |