В последнее время на имя Уполномоченного по правам человека в РИ все чаще поступают коллективные и индивидуальные обращения с жалобами на представителей администраций муниципальных образований и районов в связи с появившейся информацией о возможной ликвидации мест компактного проживания вынужденных переселенцев на территории РИ. Суть обращений заключается в том, что граждане заявляют об угрозах со стороны представителей местных и районных администраций о возможном насильственном выселении из мест временного проживания, несмотря на ту разъяснительную работу, которую проводят представители ОФМС России по РИ и Министерства по связям с общественностью и межнациональным отношениям РИ. В заявлениях граждане указывают, что их предупреждают о возможном выселении на основании вынесенных судебных решений Службой судебных приставов и с применением силы, в случае их отказа выселиться добровольно.
По имеющейся в аппарате Уполномоченного по правам человека в РИ информации, подобные действия могут быть вызваны вынесенными судебными решениями судами первой инстанции Республики Ингушетия о закрытии мест компактного проживания вынужденных переселенцев(казарм), расположенных на территории муниципальных образований РИ, в связи с нарушениями требований правил пожарной безопасности. Вступление подобного вынесенного решения влечет за собой возбуждение исполнительного производства, в рамках которого может быть предпринята попытка закрытия помещений службой судебных приставов.
В аппарат Уполномоченного по правам человека в РИ поступила копия подобного решения суда первой инстанции РФ, в постановлении которого говорится о приостановлении «…деятельности казармы для беженцев, расположенной в с.п. N, сроком на 60 суток». Также говорится о том, что «постановление исполняется судебным приставом – исполнителем немедленно со дня вынесения постановления» «…путем закрытия вышеуказанного учреждения и опечатывания его помещения» в связи с тем, что в случае не устранения нарушений требований правил пожарной безопасности под угрозой может оказаться жизнь и здоровье жильцов.
В аппарат Уполномоченного вынужденные переселенцы обращаются с просьбой высказать свою позицию по законным средствам защиты их прав в случае визита судебных приставов в рамках исполнения производства по подобному решению.
В связи с этим, мы высказываем свое мнение по сложившейся ситуации на примере указанного постановления суда Российской Федерации.
Во-первых, несмотря на то, что субъектами данного судебного разбирательства являлись ОГПН ГУ МЧС РФ по N району и администрация N муниципального района, определение суда первой инстанции могло бы учесть меры защиты прав жильцов на жилье указываемого помещения и заключать в себе необходимость обеспечить временным жильем жильцов на время устранения нарушений. В случае если жильцы окажутся без места проживания, они могут оказаться в условиях более угрожающих их жизни и здоровью;
Во-вторых, при осуществлении исполнительного производства, в рамках действующего законодательства, судебный пристав-исполнитель должен предъявить постановление о возбуждении исполнительного производства жильцам;
В-третьих, после предъявления постановления о возбуждении исполнительного производства, на основании ст. 38 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229 «Об исполнительном производстве», граждане имеют право обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительного производства. На основании данного заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении исполнительных действий с указанием даты, до которой откладываются исполнительные действия, либо об отказе в отложении исполнительных действий. Копия постановления должна быть предоставлена заявителю.
В-четвертых, при осуществлении исполнительного производства, действия судебного пристава-исполнителя, исполняющего свои обязанности, могут вступить в противоречие с законодательством Российской Федерации, а именно, ст.40 Конституции РФ, ст.ст. 3,35,90 Жилищного кодекса РФ, положений Закона РФ № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев на территории в РФ №845, и тем самым инициировать жалобы на действия Службы судебных приставов, нарушающих, в данном случае, конституционные права вынужденных переселенцев.
Все вышеуказанное доказывает, что законодательство Российской Федерации демократично и гуманно, и дает механизмы защиты прав человека и гражданина. В связи с этим мы считаем, что опасения насильственного выселения вынужденных переселенцев из мест их временного проживания не имеют под собой оснований.
Дополнительно сообщаем, что аппаратом Уполномоченного по правам человека направлены письма в Прокуратуру РИ в связи с обращениями вынужденных переселенцев об угрозах со стороны представителей некоторых администраций муниципальных образований РИ.
Также сообщаем, что в случае нарушения прав вынужденных переселенцев, последние могут обратиться в Прокуратуру РИ и на имя Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия по телефонам горячей линии: 55-11-75, или 8 (963) 172 42 70(круглосуточно), а также обратиться с 9.00 до 18.00 в любой рабочий день в устной и письменной форме в офис Уполномоченного, расположенный по адресу: 386001, г.Магас, переулок А.Бокова, д.3, подъезд 1.
Пресс-служба УПЧ в РИ