22 сентября на очередном пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края депутаты приняли проект закона «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае» в первом чтении.
Законопроект был внесен Уполномоченным по правам человека в Пермском крае Татьяной Марголиной на рассмотрение краевого парламента в рамках законодательной инициативы. Стоит отметить, что это первый региональный законопроект об общественном (гражданском) контроле.
Законопроект был создан по концепции Пермской Гражданской Палаты при поддержке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае и Общественной палаты Пермского края.
Сейчас законопроекту предстоит широкое общественное обсуждение. Как говорит Татьяна Марголина, «этот закон должен стать нашим общим делом».
В октябре пройдет общественное обсуждение законопроекта в формате круглого стола, параллельно обсуждение идет на форуме сайта Уполномоченного.
Гражданский контроль, по мнению краевого омбудсмана, позволит гражданам контролировать исполнение властями своих обязательств, что в конечном итоге повысит качество государственных услуг.
Ознакомиться с законопроектом можно здесь.
Обсудить законопроект, внести свои предложения и замечания можно на форуме Уполномоченного по правам человека.
Коротко об особенностях законопроекта:
Разрабатывали концепцию законопроекта заместитель председателя Пермской гражданской палаты, юрист-консультант Сергей Максимов и председатель ПГП Игорь Аверкиев, за разработку самого текста законопроекта отвечала главный специалист аппарата Уполномоченного Лидия Ясырева. В состав рабочей группы при Уполномоченном, создававшей законопроект, вошли краевой омбудсман Татьяна Марголина, члены Общественной палаты Пермского края и представители некоммерческих общественных организаций края.
Гражданский контроль, по мнению краевого омбудсмана, позволит гражданам контролировать исполнение властями своих обязательств, что в конечном итоге повысит качество государственных услуг.
Как говорит Татьяна Марголина, проект закона создавался «не на правовой целине» – он развивает норму статьи 11 Устава Пермского края о формах гражданского участия в управлении делами государства. В этой статье речь идет, в том числе, и об осуществлении гражданского контроля деятельности органов государственной власти края.
Общественный (гражданский) контроль – это непосредственное наблюдение лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим законом, за соблюдением прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности органами государственной власти, местного самоуправления Пермского края; государственных и муниципальных учреждений, иных лиц по предоставлению (участию в предоставлении) государственных, муниципальных услуг в соответствии с государственным, муниципальным заданием (заказом).
При подготовке текста законопроекта учитывались результаты эксперимента гражданского контроля, который проводился по распоряжению губернатора края в 2007-2008 гг. Тогда впервые в России граждане проводили общественный контроль предоставления услуг в школах, детских домах, на транспорте, при призыве в армию, а так же контроль продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним. В ходе этого эксперимента были разработаны технологии и порядок проведения общественного контроля, которые и были использованы при написании законопроекта.
Во главу угла разработчики законопроекта поставили ответственность власти за результаты общественного контроля. В тексте законопроекта определена система реагирования на результаты общественного (гражданского) контроля, предусмотрена статья закрепляющая обязанность реагирования органов государственной власти, местного самоуправления на результаты общественного (гражданского) контроля.
Методическим и координационным центром общественного контроля предлагается сделать специальную комиссию при Общественной палате Пермского края, которая будет рассматривать кандидатуры общественных наблюдателей на постоянной основе, наделять полномочиями общественных наблюдателей инициативные группы граждан, утверждать количество мероприятий по проведению общественного контроля, а также методики их проведения, ежегодно составлять доклад о результатах общественного (гражданского) контроля за деятельностью органов государственной власти и публиковать его на сайте Общественной палаты, а так же проводить общественный контроль в экстренных случаях, когда требуется немедленное реагирование. Кроме того, в проекте закона предусматривается право некоммерческих организаций выдвигать граждан для проведения общественного контроля.
Вступление закона в силу существенно повысит роль Общественной палаты, в связи с чем сейчас формулируются необходимые поправки в закон Пермского края «Об Общественной Палате Пермского края» в части создания Комиссии при общественной палате Пермского края, а также увеличения финансирования на обеспечение проведения мероприятий по общественному (гражданскому) контролю.
Основные положения законопроекта:
Законопроектом определяются основные понятия:
— общественный (гражданский) наблюдатель;
— мероприятие по общественному (гражданскому) контролю;
— региональная группа общественного (гражданского) контроля;
— инициативная группа граждан;
— система реагирования на результаты общественного (гражданского) контроля;
— акт по результатам общественного (гражданского) контроля;
— заключения на акт по результатам общественного (гражданского) контроля.
Проектом Закона регулируются отношения, связанные с осуществлением мероприятий по общественному (гражданскому) контролю за деятельностью:
— органов государственной власти, местного самоуправления Пермского края;
— государственных и муниципальных учреждений, иных лиц по предоставлению (участию в предоставлении) государственных, муниципальных услуг в соответствии с государственным, муниципальным заданием (заказом).
Проект Закона устанавливает 3 типа общественного (гражданского) контроля:
— общественные (гражданские) наблюдатели;
— инициативная группа граждан;
— Общественная палата края (в случаях грубого и массового нарушения прав и законных интересов граждан).
Подробности на сайте http://www.ombudsman.perm.ru/
http://www.ombudsmanrf.org/2009-11-05-14-00-18/2009-11-05-14-03-05/8602-2011-09-28-10-51-22.html