27 марта Госдума в третьем чтении приняла проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека».
Принятые поправки существенно расширяют права федерального и региональных уполномоченных по правам человека, гарантируют их независимость, направлены на обеспечение единого порядка реализации и защиты прав и свобод в стране.
В принятых проектах законов установлен особый порядок назначения на должность и досрочного освобождения от должности регионального уполномоченного. Так, назначение кандидата на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его досрочное освобождение принимается после консультаций с федеральным уполномоченным по правам человека.
Федеральный уполномоченный вправе оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции; создавать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному уполномоченному от каждого федерального округа.
Одна из важных новаций — возможность федерального и региональных уполномоченных беседовать наедине с осужденными и лицами, заключенными под стражу, при условии, что представители администрации учреждения, исполняющего наказание, или следственного изолятора могут видеть беседующих, но не слышать их.
Таким же правом будет обладать федеральный уполномоченный при посещении центров временного размещения и мест временного содержания на территории России, а также при посещении специальных учреждений.
Впервые для регионального уполномоченного устанавливается право при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) определенных территориальных органов федеральной исполнительной власти, беспрепятственно их посещать, запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб. А также, получать объяснения от организаций федерального подчинения, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку их деятельности.
За уполномоченными закрепляется право на безотлагательный прием по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями и администрацией мест принудительного содержания.
Законом предусматривается возможность возложения на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации функций уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав граждан. Данные изменения позволят осуществлять координацию деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан в регионе.
Законодательно закрепляется норма, в соответствии с которой обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.
По аналогии с институтом федерального уполномоченного, в принятом проекте Федерального закона указывается, что уполномоченный в субъекте РФ не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Кроме этого, в законопроекте сформулированы определенные ограничения правосубъектности регионального уполномоченного по правам человека, направленные на повышение его собственного авторитета, а также гарантий прав граждан на их эффективную защиту. Находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы и Совета Федерации, но и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации, органа местного самоуправления, находиться на государственной или муниципальной службе, а также заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
Однако в законопроекте делается исключение, позволяющее уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. При этом данная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
За поправки к ФКЗ проголосовали 445 депутатов, за поправки к другим законам — 441 депутат.
Напомним, правовая основа института уполномоченного по правам человека в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 года. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.
5 января 2015 года президент РФ Владимир Путин внес в Государственную думу законопроекты «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека», подготовленные при участии уполномоченного по правам человека в России Эллы Памфиловой.
Принятие этих проектов было вызвано необходимостью восполнения пробелов правовой регламентации компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и основных начал деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.