В конце ноября в г. Самаре состоялось заседание Круглого стола российских уполномоченных по правам человека. В центре внимания участников была тема «Соотношение судебных и несудебных органов в защите прав человека».
Круглый стол организован совместно Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Верховным Комиссаром Совета Европы по правам человека и посвящен обсуждению проблем международного опыта соотношения судебных и внесудебных органов в защите прав человека, вопросов, связанных с проблемами в реализации прав человека в субъектах Российской Федерации, вопросам, связанным с деятельностью уполномоченных по правам человека, также роли уполномоченных по правам человека в обеспечении судебных решений и в решении некоторых других проблем.
В работе Круглого стола приняли участие Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, начальник аналитического управления аппарата Уполномоченного по человека в РФ Николай Васильев; представители директората по правам человека и правовым отношениям Совета Европы Маркус Егер и Матс Линдберг, Венецианской Комиссия (Европейской Комиссии за демократию через право), вице-губернатор — первый заместитель председателя Правительства Самарской области Александр Нефедов, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители органов судебной власти, прокуратуры и юридической общественности.
В работе круглого стола активное участие принял и Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия Джамбулат Оздоев, который поделился с коллегами и экспертами Совета Европы своим опытом участия двух правозащитных систем (судебной и несудебной) в деятельности по защите прав человека. В частности, Джамбулат Оздоев рассказал об активном участии представителей судейского сообщества Ингушетии в круглых столах, семинарах и иных мероприятиях просветительского характера, организуемых аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ингушетии, о личном участии Уполномоченного в заседания суда по некоторым делам, об иных формах своего взаимодействия с судебной системой РФ. При этом Оздоев отметил, что все действия Уполномоченных должны совершаться в соответствии с базовым принципом деятельности судебных органов – их независимости.
Но как быть в ситуациях, когда люди обращаются к уполномоченным по правам человека в связи с невозможностью доказать свою правоту в силу ничем необоснованного, на их взгляд, отклонения ходатайств в ходе судебных процессов или несоответствия протоколов судебных заседаний сказанному ими в ходе этих заседаний? На эти вопросы пытались ответить уполномоченные и эксперты-участники круглого стола.
Как сказала Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова, «уполномоченные не являются стороной по делу, а стало быть не могут никоим образом повлиять на ситуацию. И институт омбудсмана подвергается рискам общественного разочарования: ведь запросы общества на действия уполномоченных по правам человека содержат надежды, как на «последнюю инстанцию. Мы, мои коллеги – уполномоченные – понимаем, что критическое отношение к судам далеко не всегда справедливо, потому что как минимум 50% людей, обратившихся в суды и проиграв процесс, будут недовольны их решениями. Но именно потому, что мы рассматриваем судебную систему как очень сложный социальный организм, мы все более убеждаемся, что мы можем быть гораздо более полезны и гражданам, и органам судебной системы, если найдем убедительные и корректные формы взаимодействия, не связанные с вторжением в собственно деятельность судов»
Маркус Егер, руководитель отдела по сотрудничеству в области прав человека Генерального директората прав человека и верховенства права Совета Европы сообщил, что в России, в отличие от Европы, высок процент недоверия граждан к судам: «Ваши омбудсманы и общественные организации говорят, что есть множество недостатков в судебной системе, и в то же время они хотят блюсти принцип независимости суда, пытаются найти выход из этой двойственной ситуации. Есть множество серьезных проблем в России, но хорошо то, что каждый раз во время подобных встреч мы видим зарождение решения этих проблем, и мы в Совете Европы надеемся, что эти начинания будут способствовать улучшению ситуации в России. Суды всех уровней должны понимать основные принципы и нормы прав человека и не испытывать сомнений в возможности их применения.».
При этом, господин Егер подчеркнул, что нигде в Европе (кроме Испании) нет столь развитой системы уполномоченных по правам человека, как в России.
Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в РИ