Уполномоченный выступил на внеочередном заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека

совет20 февраля в администрации Главы Республики Ингушетия прошло внеочередное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Заседание совпало с Международным днем социальной справедливости, о чем рассказал Председатель Совета -Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия  Джамбулат Оздоев. Как отметил омбудсман достижение справедливых результатов для всех людей посредством обеспечения занятости, социального диалога и гарантий прав и свобод человека являются важной основой правового государства. Кроме того, Уполномоченный выступил с докладом по социальным вопросам, среди которых:

-на первом месте оказались обращения, связанные с реализацией прав граждан на улучшение жилищных условий категорий граждан, имеющих право на льготное обеспечение жильем. К таким категориям относятся: инвалиды, дети-сироты, малоимущие семьи, вынужденные переселенцы, воины-афганцы, вдовы погибших сотрудников правоохранительных органов, выехавшие из районов Крайнего Севера и другие.

-на втором месте жалобы на снижение размера пенсий, неправомерного приостановления пенсионных выплат, нарушения сроков рассмотрения пенсионных дел и т.д.

-на третьем месте жалобы на отсутствие  компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских дошкольных учреждениях, согласно ст. 65 ФЗ «Об образовании в РФ».  Далее поступали жалобы на отказ в выдаче бесплатных рецептов на детское молочное питание, задержку заработной платы, задержку выплат детского ежемесячного пособия, отсутствие санаторно-курортных путевок для инвалидов, а также бесплатного  лекарственного обеспечения для больных орфанными заболеваниями.

После социального блока наибольшее  количество обращений граждан касается жалоб на действия (бездействия) сотрудников правоохранительных органов.

Также актуальными остаются обращения на нарушение трудовых прав, в частности по задержке или снижению заработной платы. Стоит отметить, что в результате принятых мер инспекторского реагирования  Госинспекцией труда в РИ в 2017 году 5059 работникам предприятий и организаций была выплачена заработная плата в размере  73, 8 млн.рублей.

Кроме того, с докладом выступил член Совета по развитию гражданского общества и правам человека — руководитель правозащитного центра «Мемориал»  Тимур Акиев. Он рассказал    о ситуации с вынужденными переселенцами, зарегистрированными на территории Республики Ингушетия и представил следующую информацию.

Как известно, во время первой войны в Чечне многие жители этой республики, в основном ингуши, решили обустраиваться в Ингушетии. В 1997 году российское правительство приняло Постановление №510 (от 30.04.1997 г.), по которому переселенцам стали выплачивать компенсацию за утраченное жилье или имущество. Экономический кризис 1998 года обесценил эту помощь. Компенсации оказалось недостаточно для приобретения или строительства жилья, но, получив эти деньги, люди автоматически лишались статуса вынужденного переселенца и переходили в разряд обычных граждан. Поскольку никакой другой альтернативы этим деньгам на тот момент не существовало, компенсацию брали, даже не имея возможности использовать ее по назначению.

С мертвой точки проблема сдвинулась после того, как в декабре 2009 года правительство приняло новую федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». По инициативе руководства Ингушетии в эту программу включили вынужденных переселенцев из Чечни, для которых в республике стали строить многоквартирные дома.

В настоящее время на учете в Управлении по вопросам миграции МВД по РИ состоит 667 семей (1558 человек), в том числе:

-433 семьи (965 человек) из Чеченской Республики;

-244 семьи (593 человека) из РСО-Алания.

При этом, часть вынужденных переселенцев так и не смогла реализовать право на получение жилья по различным причинам. В частности многие были исключены из сводных списков получателей государственной поддержки на получение жилья из-за отказа УВМ МВД по РИ в продлении статуса вынужденного переселенца.

Решить эту проблему только на республиканском уровне не представляется возможным. Однако сохраняется возможность решить эту проблему в Конституционном Суде России. Многие юристы и правозащитники считают, что основанием для обращения в Конституционный Суд служит неопределённость в вопросе соответствия абзац 2 пункта 5 статьи 5 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от 30 декабря 2015 года № 467 статьям 19 (части 1, 2), 40, (части 2, 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в законе нормы по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования и сложившейся правоприменительной практикой, — лишает граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, права на продление срока действия статуса вынужденного переселенца, ввиду наличия препятствий в жилищном обустройстве.

Конституция Российской Федерации также содержит прямые запреты, касающиеся приданию закону обратной силы, которые сформулированы в статье 54. Положение ст. 54 Конституции РФ ограничивает возможность законодателя придавать закону обратную силу.

Принимая во внимание, что Федеральный закон от 30. 12. 2015 года № 467 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О вынужденных переселенцах», не содержит прямого указания на его применение в части изменившихся норм к ранее возникшим правоотношениям, то положения п. 5 ст. 5. Федерального закона «О вынужденных переселенцах», ухудшающие положение граждан признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами не могут являться основанием для отказа в продлении статуса вынужденного переселенца в отношении лиц, которыми получена денежная компенсация до вступления в силу Федерального закона от 30. 12. 2015 года № 467 ФЗ.

Из сказанного следует, что иная позиция будет означать придание обратной силы закону, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений такая норма в законе отсутствовала.

Необходимо отметить, что ранее в отношении граждан признанных в установленном законом порядке вынужденными переселенцами получившими компенсацию за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике неоднократно выносились решения судов, устанавливающие, что вышеуказанная компенсация не предполагает полного возмещения стоимости утраченного жилья и имущества в связи, с чем ее получение не может расцениваться как доказательство жилищной обустроенности вынужденных переселенцев.

Что касается вынужденных переселенцев из Северной Осетии, по официальным данным, необустроенными остались 244 семей вынужденных переселенцев. Ингуши так и не смогли вернуться в город Владикавказ, селения Октябрьское, Ир, поселок Южный. Еще два населенных пункта, где до конфликта жили ингуши, упразднили полностью, включив эти земли в водоохранную зону (Терк, Чернореченское). Есть сёла, в которые ингуши вернулись частично (Чермен, Камбилеевское).

 

Пресс-служба УПЧ в РИ