15 июня 2013 года Уполномоченный по правам человека в РИ Джамбулат Оздоев принял участие в семинаре-совещании с главами органов местного самоуправления на тему «Механизмы решения актуальных вопросов в органах местного самоуправления», на котором приняли участие представители администрации Главы РИ, Прокуратуры РИ.
Во время семинара омбудсман выступил с докладом о соблюдении права граждан на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Ингушетия.
В своем выступлении он напомнил присутствовавшим представителям органов местного самоуправления о том, что право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина в соответствии со ст. ст. 29 Конституции Российской Федерации.
Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.
В настоящее время обеспечение прав граждан на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в Республике Ингушетия обеспечена рядом нормативно–правовых актов как федерального, так и регионального уровня.
Среди основных источников данного права можно выделить следующие акты:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
— Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ;
— Федеральный закон №210 от 27.11.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
— Указ Главы РИ от 18.10.2010 г. №204 «О мерах по реализации Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на территории Республики Ингушетия
— нормативные акты органов местного самоуправления на территории Республики Ингушетия (поселения, муниципальные районы, городские округа), определяющие порядок обнародования информации;
В России с 01.01.2010 г. действует специальный закон, определяющий порядок доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Названный Федеральный закон содержит ряд важнейших новаций обеспечения доступа к информации. Статья 6 определила перечень форм информирования граждан:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Однако этими шестью способами формы информирования не ограничиваются. По инициативе властей субъекта РФ или муниципалитетов возможны другие формы: «другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами». Эти формы должны быть закреплены нормативными документами субъектов РФ и муниципальных образований.
Новым требованием стала обязанность обеспечить возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления. Ранее на подобные заседания граждане могли попасть, только имея статус «приглашенных лиц». Инициатива по приглашению исходила от самого органа власти, а не от гражданина, списки приглашенных утверждались руководителями соответствующих органов.
Теперь норма Федерального закона прямо обязывает орган власти обеспечить возможность присутствия граждан на своих заседаниях. Но механизм реализации «права на присутствие» должен разработать сам орган власти, поскольку ст. 15 Закона устанавливает, что «присутствие граждан, представителей организаций, общественных объединений на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами».
Закон ввел ряд запретов для власти: требовать плату за предоставление информации, за исключением случаев, когда запрашиваемая информация превышает объем, установленный Правительством РФ (этот объем установлен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 г. №860 «Об утверждении правил взимания платы за информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и предусматривает плату только за объем более 20 страниц формата А-4 или 1 Мб, если информация предоставляется в электронной форме); требовать от граждан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
Присутствующим было интересно узнать и о том, что Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за отказ должностных лиц предоставить информацию, однако только в том случае, если эта информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина. Статья 140 Уголовного Кодекса установила: «Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет».
Однако отсутствие уголовного наказания за отказ предоставить информацию, не затрагивающую непосредственно права и свободы гражданина, не означает безнаказанности должностных лиц.
С 1.07.2010 г. вступила в действие новая редакция статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которая предусматривает ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или организации) информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, а также за несвоевременное ее предоставление, либо предоставление заведомо недостоверной информации.
В качестве наказания за эти правонарушения предусмотрен административный штраф в размере от одной до трех тысяч рублей. Санкция предыдущей редакции данной статьи предусматривала административный штраф в размере от 100 рублей до одной тысячи. Также введена административная ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещение в сети «Интернет» (ст.ст. 13.27 и 13.28 КоАП РФ).
Неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Названные выше изменения административного законодательства могут стать эффективным инструментом защиты интересов в случае, если граждане и структуры гражданского общества будут реагировать на факты отказа в предоставлении информации и контролировать размещение информации о деятельности органов власти на официальных сайтах.
Формой такой реакции должны быть обращения в соответствующие прокуратуры, поскольку законодательство России дает право возбуждать административное производство по данным статьям КоАП только прокурорам.
Право на получение интересующей информации может быть также реализовано через запрос информации (ст. 6, 18). При этом запрос определяется как «обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа» (ст. 1).
Например, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает гарантии получения гражданами информации только о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также закрепляется перечень субъектов, обязанных отвечать на обращения граждан, это опять же государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица. На руководителей предприятий и организаций различных типов собственности нормы указанных законов не распространяются.
Вместе с тем значительная часть жалоб, адресованных, например, Уполномоченному по правам человека в Республике Ингушетия, связана с тем, что руководители организаций, предприятий, учреждений, в том числе занимающихся обслуживанием жилищного фонда, не отвечают на обращения и запросы граждан и не предоставляют информации о своей деятельности .
Изучение оформления и содержания официальных сайтов исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ показывает, что многие сведения, имеющие особый социальный интерес, зачастую труднодоступны, требуется большое количество времени для нахождения нужных данных. Информация, формально опубликованная на официальном сайте, практически оказывается недоступной пользователям из-за отсутствия поисковых систем на сайтах. Каждый сайт обладает собственным уникальным дизайном и отличной от других навигацией, что также затрудняет поиск нужной информации.
Интернет-представительства не приспособлены для интерактивного общения населения с чиновниками. На большинстве сайтов нет общественных обсуждений хотя бы в виде форумов, не организовано электронное анкетирование или голосование по проблемам, привлекающим общественное внимание, информационное взаимодействие с гражданами подменяется простым «вывешиванием» официальных документов на сайтах.
Отсутствует открытая информация о практике приглашения для участия граждан в заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления в РИ.
Наибольшие проблемы информирования о деятельности власти характерны для муниципальных образований Республики Ингушетия, особенно для сельских поселений.
Нарушения носят следующий характер:
— по полноте информации об исполнительном органе местного самоуправления (п. 1 «а» ст. 13 ФЗ-8);
— отсутствуют сведения о полномочиях органов местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции (п. 1 «б»);
— отсутствуют сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них) (п. 1 «д»);
— отсутствует информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления (п. 2), за исключением отдельных документов.
Таким образом, типичными недостатками официальных сайтов муниципальных районов и городов являются: отсутствие контактных данных муниципальных органов, отсутствие системы поиска информации по ключевым словам, расположения нормативных документов по годам принятия, что затрудняет их поиск; трудности обнаружения на сайте устава и других нормативных актов муниципального образования.
Качество информирования граждан посредством сайтов муниципальных районов и городов РИ не соответствует требованиям Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Проблемы доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в РИ определяются не только качеством официальных сайтов и других средств информирования граждан.
Одна из важнейших проблем состоит в отсутствии нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления (город, район, поселение) в России обязаны в соответствии с законодательством, в частности, Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решать вопросы местного значения. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, например (для поселения), организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация освещения улиц и так далее. К вопросам местного значения относятся важнейшие для обеспечения приемлемых условий жизни населения.
Отсутствие нормативных документов о порядке решения вопросов местного значения ограничивает право граждан на информацию о деятельности органов местного самоуправления, поскольку люди не знают процедур решения этих вопросов, показателей их решения, механизмов контроля (в том числе общественного) за решением вопросов местного значения.
Чрезвычайно важным направлением обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти является представление такой информации в доступной для восприятия форме. Современные электронные средства коммуникации позволяют гражданам активно участвовать в контроле за деятельностью органов власти, что подтверждает, например, вызвавший большой интерес общественности проект межрегионального портала государственных и социально-значимых услуг в электронном виде контроля качества услуг гражданам «Народный контроль», осуществляемый Комитетом промышленности РИ и ООО «Мой регион» (Республика Татарстан). Подобные проекты активизируют власть в деятельности по информированию граждан о мерах, принятых для устранения выявленных недостатков.
Рекомендации по улучшению практики обеспечения прав граждан на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления РИ:
— осуществление постоянного мониторинга реализации прав граждан на информацию, в том числе и с помощью Интернет;
— принятие республиканского закона о праве граждан на информацию;
— принятие на муниципальных уровнях соответствующих регламентов, позволяющих гражданам реализовать свое право на информацию о деятельности ОМС;
— подготовить и провести республиканский конкурс для органов государственной власти и местного самоуправления на лучшие официальные сайты органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Ингушетия.
Пресс-служба Уполномоченного по правам человека РИ.
При подготовке настоящего материала были использованы интернет-ресурсы и правовые системы «Консультант-Плюс» и «Гарант».