Принята еще одна законодательная норма, способствующая развитию института омбудсмана в России

Ежегодно десятки тысяч российских граждан обращаются к Федеральному омбудсману России и к уполномоченным по правам человека в ее субъектах за защитой своих прав. Во многих случаях причиной таких обращений является элементарное нежелание чиновников вступить в диалог со своими гражданами. Многие чиновники даже не задумываются над тем, что граждане содержат их за счет своих налогов для того, чтобы они решали их проблемы. По крайней мере, объясняли, как им быть в той или иной жизненной ситуации. Отныне чиновники, которые откажутся отвечать на письма граждан, будут наказаны рублем.

Недавно в официальном издании для обнародования российских законов и указов президента — «Российской газете» было опубликовано изменение в главу 5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Главный документ страны по административным санкциям был дополнен статьей 5.59, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. За данное правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

До сих пор нерадивые чиновники могли быть оштрафованы лишь за отказ в предоставлении информации гражданам. Согласно статье 5.39 «Отказ в предоставлении информации», неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Правда, никто не может сказать: много ли чиновников было оштрафовано за отказ в предоставлении информации гражданам за истекшие годы. Соответственно, остается загадкой также прибыль, которую может получить российская казна за счет штрафования нерадивых чиновников, отказывающихся отвечать на обращения граждан. Самое главное, никто не может дать гарантию, что новая норма коренным образом изменит отношения между гражданами и чиновниками, главная функция которых заключается в том, чтобы обслуживать граждан.

Цель введенной в действие нормы состоит именно в том, чтобы учить российских чиновников азам элементарного уважения к своим гражданам, отвечать на их письма, а между делом, если удастся и если поставленный гражданином вопрос входит в компетенцию данного должностного лица, то решить его. Во всех случаях чиновник обязан отвечать на письма граждан и, при необходимости, подсказывать способы решения поставленной ими проблемы. И надо сказать, что во всех демократических странах, где чиновники занимают свои должности благодаря выборам граждан, они выполняют эту работу беспрекословно.

«Заставить отечественного чиновника взять да и полюбить рядового просителя — почти утопия. Помочь пенсионеру со справкой, дать без волокиты нужную бумагу, не отмахнуться от замученного очередями посетителя, да просто не нахамить — зачастую для наших госслужащих равносильно подвигу, который в жизни встречается нечасто, — пишет Владислав Солдатенков на портале «Праворуб». — А вот заставить чиновника заплатить за нежелание по долгу службы общаться с гражданами, по его мнению, вполне реально. — Нежелание чиновников отвечать гражданам привело к тому, что мы стали превращаться в страну жалобщиков. В Кремль жалуются на замерзшие батареи в поселке за тысячи километров от столицы только потому, что местной администрации некогда отвечать своим гражданам».

Примечательно, что при всех высших органах власти функционируют специальные управления и отделы по работе с обращениями граждан. По большому счету они заняты тем, что перенаправляют письма граждан в нижестоящие организации с пометкой «Рассмотреть по существу». Стало уже притчей во языцех, что особенно плодотворно работают все эти структуры с приближением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Изменить ситуацию к лучшему призван, безусловно, институт уполномоченного по правам человека. Но пока, в условиях отсутствия у многих чиновников традиций уважения прав человека и отсутствия у омбудсманов властных полномочий и авторитета как государственного института, говорить об эффективности решения ими этико-правовых вопросов, к сожалению, не приходится.

Возможно, что с принятием новой нормы в скором времени сократится количество писем граждан в разные вышестоящие государственные структуры, в том числе к уполномоченным по правам человека, с жалобой на бездействие чиновников, отказывающихся отвечать на письма граждан по существу и в срок. До сих пор многие российские омбудсманы старались заставлять чиновников уважать права граждан, в том числе право на получение ответа на свои обращения, с помощью разъяснительных писем и ссылок на российское и международное законодательство о правах человека. А в некоторых случаях чиновники выполняли свою обязанность отвечать на обращения граждан из-за уважения к омбудсману и его статусу. Но то, что это является их прямой обязанностью, предусмотренной Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», они воспринимали как пустую формальность.

Если новая норма заработает, то российские омбудсманы получат возможность сосредоточить свое внимание на других своих функциях. Например, на правовом просвещении граждан. Чтобы граждане знали, что в органы власти желательно обращаться заказным письмом. А в случае неполучения ответа на свое обращение следует написать жалобу не омбудсману, как это имеет место сейчас, а в прокуратуру или в суд.

Очевидно, что в обществе, где нет пока устоявшихся правовых традиций, а задекларированное в конституции правовое государство является пока лишь мечтой для большинства его обитателей, вряд ли можно ожидать быстрых результатов. Но, как говорится, капля камень точит. И каждый шаг, направленный на создание действующих правовых механизмов, является, безусловно, движением вперед.

В этих условиях, разумеется, и омбудсманы должны быть более внимательными к обращениям граждан, соблюдению сроков их рассмотрения.

По словам руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Ольги Ащеуловой, хотя указанные изменения в КоАП широко в СМИ не освещались, в офис Уполномоченного по правам человека в Свердловской области уже подходили граждане с просьбой разъяснить закон или распечатать его текст, что свидетельствует о том, что интерес к нему в народе есть.

Комментарий Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае, Заслуженного юриста России Алексея Селюкова

Права не дают, права берут!

Алексей Селюков: «Права не дают, права берут!» Фото «Вечерний Ставрополь»

— Рассмотрение обращений граждан в соответствии с федеральным законом от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является обязанностью всех должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления и одним из важнейших направлений любой государственной деятельности и задач местного самоуправления.

Правильно поставленная работа по рассмотрению обращений позволяет вовремя, не давая им перерасти в антагонизм, снимать противоречия между гражданином и должностным лицом или государственным органом.

Не менее важно и то, что через обращения миллионы простых людей реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством.

Принятие выше названного федерального закона по сути создало правовую основу для цивилизованного рассмотрения обращений граждан, установив четкие критерии требований к порядку работы с ними. В частности, к их учету, сроком рассмотрения, пределу проверки сообщаемых фактов, содержанию ответа, организации личного приема и ряд других требований.

В тоже время практика работы Уполномоченного по правам человека показывает, что во многих государственных органах и особенно органах местного самоуправления еще не изжиты факты формально-бюрократического отношения к обращениям граждан. Не везде имеются и вывешены на видном месте графики приема граждан, не везде ведется их учет и анализ, прием не редко поручают второстепенным лицам, а доступ к руководителям всячески ограничивается. Хорошо известен так же выработанный годами опыт пересылки обращений и направления самого заявителя по бюрократическому кругу и часто к тем лицам, действия которых гражданин обжалует. Практика знает не мало примеров, когда ответы заявителю не содержат ответа на все поставленные в его обращении вопросы.

На устранение этих недостатков направлена административная ответственность, установленная ст. 5.59 Кодекса об административном правонарушениях, предусматривающая внушительный от 5 до 10 тысяч рублей штраф.

Безусловно, это хорошая правовая норма. Но обольщаться не следует.

Граждан беспокоит не только порядок работы чиновников с их обращениями, но еще больше отсутствие у них желания устранять ими же созданные барьеры, трудности.

Известно, что Уполномоченные по правам человека принимают обращения граждан о нарушении их прав лишь после того, как заявитель обжаловал эти решения и действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

И несмотря на это примерно по половине обращений граждан Уполномоченные устанавливают, что нарушенные права граждан до обращения к ним не были устранены.

Будем надеяться, что в связи с принятием административной ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, число таких нарушений уменьшится.

Жаль, что законодатель предоставил право возбуждения административных производств за нарушение порядка рассмотрения обращений только прокурорам. У них и без этого не мало полномочий и работы.

А вот представить такое право Уполномоченным по правам человека было бы не только логично, но и крайне важно. Но сегодня они ближе и доступнее к людям, к тому же располагают свежей информацией, где чаще всего допускаются нарушения прав и свобод человека.

В заключении хотелось бы посоветовать гражданам России, не надеясь на «доброго барина» самим активно защищать свои права, понимая что процесс этот сложен, результат его не всегда предсказуем, но другого не дано.

http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/russia/prinyata-eshe-odna-norma-sposobstvuyushaya-razvitiyu-instituta-ombudsmana-v-rossii