Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев провел в Новосибирске совещание с судьями Сибирского федерального округа. Одна из главных тем, которая обсуждается в преддверии IX Всероссийского съезда судей, — необходимость разработки новой концепции уголовно-правовой политики России.
По словам Вячеслава Лебедева, с точки зрения Верховного суда РФ действующее уголовное законодательство «страдает» излишней криминализацией. Проще говоря — список преступлений, закрепленный в УК РФ, можно было бы и подсократить. Это касается, конечно, не всех деяний, а только преступлений небольшой тяжести. Цифры, которые привел председатель Верховного суда, очень убедительны: ежегодно российские суды рассматривают уголовные дела в отношении одного миллиона человек (этот показатель не меняется уже в течение пяти лет). Из этого миллиона больше половины — 55 процентов, или 550 тысяч человек, — судят как раз за нетяжкие преступления.
— Действительно ли государству необходимо применять к людям, впервые совершившим нетяжкое преступление, меры уголовного наказания? Мы считаем, что так поступать нельзя. Надо дать гражданину возможность осмыслить свои действия и искупить вину по-другому, — сказал Вячеслав Лебедев.
Узаконить административную преюдицию (человека, оступившегося первый раз, наказывают в административном порядке, во второй раз — уже в уголовном) предложил Верховный суд РФ, и это лишь один из элементов новой концепции уголовно-правового законодательства. Еще один — это введение понятия «уголовного проступка».
В современном обществе не следует наказывать за незначительное правонарушение судимостью
— Уголовный проступок — это правовое понятие между уголовно наказуемым деянием и административным правонарушением. Его, я думаю, можно применять к преступлениям не только небольшой, но и средней тяжести. Проступок не наказывается лишением свободы, имеет короткие сроки давности, — уточнил Лебедев.
По его словам, в современном обществе не следует наказывать за незначительное правонарушение судимостью, это неверно. И дело даже не в самом наказании, потому что за незначительные преступления суды редко лишают человека свободы, назначая штрафы, условные сроки, исправительные работы. «Последствия уголовного наказания очень тяжелы в социальном плане, — считает Вячеслав Лебедев. — Они накладывают на человека ограничения, лишают его определенных социальных возможностей. Это и право на определенную профессию, и бытовые вопросы: получение кредита, выезд за границу. Кроме того, они затрагивают и права членов семьи осужденного».
Эти и другие гуманные инициативы, по словам председателя ВС РФ, будут рассмотрены на IX Всероссийском съезде судей. При этом Вячеслав Лебедев уверен: декриминализация системы нуждается и в широком общественном обсуждении.
Как сообщил Вячеслав Лебедев коллегам, в ближайшее время будет принят ряд важных постановлений Пленума Верховного суда РФ. Одно из них обобщит практику и даст рекомендации судьям по рассмотрению дел в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Председатель ВС назвал этот документ «оригинальным», так как пленум коснется не только применения Уголовного кодекса РФ, но и остановится на процедурных вопросах. А именно — на избрании мер пресечения для обвиняемых в экономических преступлениях.
Ежегодно российские суды рассматривают уголовные дела в отношении одного миллиона человек
— У этой категории дел есть установленная законом специфика, которую суды не всегда учитывают, — подчеркнул Вячеслав Лебедев. — Эти ошибки будут проанализированы, на все вопросы даны ответы. Верховный суд неоднократно обращал внимание, и в этом постановлении будет также дано разъяснение, что для заключения под стражу недостаточно формально перечислить основания, которые указаны в законе. Недопустимо, решая вопрос о лишении человека свободы, просто указать, что может сделать обвиняемый — скрыться, совершить новое преступление, повлиять на ход следствия. Эти обстоятельства должны быть доказаны. Если этих фактов нет, суд не имеет права применять такую жесткую меру. Тем более сегодня законодательно закреплены наши предложения о широком применении альтернативных мер пресечения, в том числе домашнего ареста.
На эффективность работы судебной системы направлена и специализация — необходимое, с точки зрения Вячеслава Лебедева, условие для профессионального осуществления правосудия. Если говорить об административной юстиции, специализация уже реализована.
— Кодекс административного производства действует в России с прошлого года, и на следующей неделе мы примем постановление Пленума Верховного суда о практике применения этого кодекса, — сообщил Вячеслав Лебедев. — До этого на протяжении 20 лет наше государство никак не могло решиться на то, чтобы законодательно закрепить процедуру рассмотрения дел, где гражданин спорит с органами власти и должностными лицами. А ведь эта категория дел очень востребована. Обжалуются не только действия, но и бездействие органов власти и должностных лиц. Результат говорит сам за себя — 65 процентов таких споров решается в пользу граждан. Согласитесь, стороны в этом процессе неравные. Если в гражданском процессе действует принцип равенства сторон, то, когда человек спорит с властью, такого равенства нет и не может быть. Поэтому суд в данном процессе должен помогать заявителю — в сборе доказательств, в проведении еще каких-то действий. Что касается создания в России ювенальной юстиции, то, как заявил Вячеслав Лебедев, этот вопрос также будет обсуждаться на Всероссийском съезде судей.
По материалам Российской газеты