Постановление Конституционного Суда Российской Федерации о признании противоречащими Конституции Российской Федерации пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31, статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации

В специальном докладе «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» Уполномоченный по правам человека в РФ отмечал, что граждане, страда­ющие психическими расстройствами, являются одной из самых уязвимых в правовом отношении категорий населения.

Это утверждение наиболее актуально в отношении лиц, признанных судом недееспособными потому, что правовым последствием для них является ограничение практически во всех правах, делающее гражданина бесправным и беззащитным, находящимся в полной зависимости от воли опекуна.

По этому поводу Уполномоченным был проведен «круглый стол», в ра­боте которого приняли участие представители органов опеки и попечительства, международной психиатрической организации, врачи-психиатры и эксперты.

Одним из ключевых недостатков законодательства было признано от­сутствие альтернатив полной недееспособности, что ведет к невозможности ограничить дееспособность человека лишь в той степени, в которой это дей­ствительно необходимо.

Участники «круглого стола» пришли к единогласному выводу о необ­ходимости серьезного реформирования института недееспособности в Россий­ской Федерации. В связи с этим, на протяжении нескольких лет, Уполномочен­ный неоднократно предпринимал попытки изменения действующего законода­тельства.

Однако практическая возможность для этого появилась только после принятия к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации жалобы Д.И.

27 июня этого года Конституционный Суд признал несоответствующи­ми Конституции Российской Федерации нормы Гражданского кодекса Россий­ской Федерации, которые не допускают частичного ограничения дееспособно­сти гражданина.

С указанных позиций, постановление Конституционного Суда является поистине революционным в области развития правового института недееспо­собности в Российской Федерации.

По упомянутому делу о признании недееспособной Д.И. установлено, что вследствие снижения интеллекта она не способна к полностью самостоятель­ному принятию решений лишь в сложных сферах (прежде всего, в сфере распо­ряжения недвижимостью, семейно-брачных отношений), при сохранении спо­собности распоряжаться своей пенсией для совершения мелких бытовых сделок и решения иных вопросов с помощью других лиц.

Однако орган правосудия не имел правовой возможности ограничить дееспособность заявительницы только в той степени, в какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, то есть в сфере распоряже­ния недвижимостью или в сфере брака, сохранив при этом ее право распоря­жаться своими финансами, то есть своей пенсией.

При этом в указанной ситуации для нее, с точки зрения уважения до­стоинства личности, имеет исключительно важное значение возможность рас­поряжаться своей пенсией, поскольку лишение этого права и передача всех имущественных прав опекуну, то есть администрации психоневрологического интерната, еще больше усиливает зависимость заявительницы от воли учре­ждения, в котором она вынуждена проживать.

В результате упомянутого несовершенства правового регулирования заявительница, являясь взрослым человеком, лишилась права самостоятельно распоряжаться собственным имуществом и совершать любые сделки с ним.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федера­ции, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различи­ям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблю­дением Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающего из неё принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которого различия допусти­мы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституци­онно значимые цели, а используемые для их достижения правовые средства, им соразмерны.

При этом, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (пункт 3 Постановления Конституционного Суда Рос­сийской Федерации от 15.06.06 № 6-П).

Конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании закона (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Россий­ской Федерации от 16.06.06 № 7-П).

Очевидно, что основанное на статье 29 Гражданского кодекса Россий­ской Федерации различие в регулировании правового статуса совершеннолет­них дееспособных лиц и совершеннолетних лиц, признанных недееспособны­ми, не является средством, соразмерным конституционно значимым целям по защите прав и законных интересов других лиц, поскольку приводит к необос­нованному умалению и полному отрицанию ряда конституционных прав граж­данина, страдающего психическим расстройством.

Равным образом лишение недееспособного гражданина и наделение его опекуна правом совершать от имени подопечного все сделки и распоряжаться всем его имуществом (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 ГК Российской Федерации) не удовлетворяет требованиям соразмерности и пропорционально­сти вмешательства в сферу личной свободы, а также в сферу права собственно­сти самого гражданина.

Приятно осознавать, что Конституционный Суд услышал позицию за­явительницы и мнение Уполномоченного, приняв, по сути, беспрецедентное решение.

Постановление Конституционного Суда обязывает правовое государ­ство изменить свое отношение к душевнобольным людям, которые нуждаются не в тотальном контроле за всеми сферами их жизни, а в особой и деликатной защите, позволяющей чувствовать себя полноценными членами общества, в максимальной степени сохраняя достоинство личности.

http://ombudsmanrf.org/2009-11-05-14-00-18/2009-11-05-14-03-05/12005-2012-07-04-12-01-37.html