Благотворительная организация Peacebuilding UK предложила некоммерческим организациям Дагестана, Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии принять участие в программе по обмену опытом с защитниками прав человека из других стран. Ранее объявленная программа британской организации по развитию системы привлечения
частных пожертвований для деятельности НКО успешно реализована, заявили организаторы.
Программа, разработанная организацией Peacebuilding UK (Миротворчество — Великобритания), называется «Глобальные сети для гражданского общества на Северном Кавказе». В рамках программы британская организация предлагает возможность активно действующим неправительственным организациям пригласить активиста из другой страны, который сможет провести в организации 10 недель. Уже осенью 2015 года три активиста будут впервые приглашены на Северный Кавказ, говорится в релизе организации, поступившем в «Кавказский узел».
Peacebuilding UK покроет все расходы, связанные с проездом, жильем, проживанием активиста, а также займется всеми организационными моментами (виза, страховка, бронирование билетов и т.д.).
Цель программы — свести максимальное количество активистов Северного Кавказа с иностранными коллегами со всего мира, пишут авторы релиза. В программе могут принять участие НКО, выполняющие миссию по защите прав человека и имеющие регистрацию сроком не меньше одного года на момент подачи заявки. Работа в сфере защиты прав человека подразумевает защиту прав женщин, прав детей, прав заключенных, прав инвалидов и т.д.
В рамках программы планируется проведение конференций и других мероприятий, на которых правозащитники с юга России встретятся с защитниками прав человека из других стран. На семинарах и тренингах планируется ознакомление с опытом работы правозащитников на этом поприще из разных стран мира.
Как сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в британской благотворительной организации, они уже получили заявки от двух НКО Чечни и четырех — Ингушетии.
Это не первая программа, реализованная Peacebuilding UK на Северном Кавказе. «Кавказский узел» сообщал, что в декабре 2014 года британская организация предложила некоммерческим организациям Дагестана, Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии принять участие в программе по привлечению частных пожертвований. Это поспособствует реализации проектов НКО в условиях действия закона «Об иностранных агентах», заявил, представляя первую программу Peacebuilding UK, ее координатор Крис Хантер.
В 2012 году в России был принят закон «Об иностранных агентах», требующий от некоммерческих организаций (НКО), финансируемых из-за рубежа и занимающихся при этом политической деятельностью, принять статус «иностранного агента». За этим последовали многочисленные проверки НКО. Инициатива вызвала резкую критику со стороны правозащитных организаций. Они оспорили нормативный акт, но Конституционный суд признал его соответствующим основному закону страны. 8 февраля 2013 года ряд НКО, в том числе Правозащитный центр «Мемориал», подали жалобу на закон в Европейский суд по правам человека.
Семинары и тренинги в рамках программы по привлечению местных ресурсов для НКО на Северном Кавказе прошли с февраля по март 1915 года в Чеченской Республике, Ингушетии и Дагестане. С 15 НКО на протяжении трех месяцев экспертом в сфере фандрaйзинга Олегом Скворцовым были проведены тренинги и обучение в рамках этой программы. Кроме тренингов, прошли и практические мероприятия по привлечению ресурсов.
«Например, самое, на первый взгляд простое — были закуплены различные пластиковые ящики для пожертвований, которые устанавливали в супермаркетах и других многолюдных местах для сбора денежных средств, были разработаны веб-сайты для возможности принятия онлайн-платежей. Это достаточно кропотливая работа, но очень интересная», — рассказал о программе Олег Скворцов.
Фандрайзинг – привлечение пожертвований, поиск средств, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или ее деятельности в целом. Местный (внутренний) фандрайзинг предполагает сбор средств от частных лиц и частных компаний.
«Молодежь в Чечне очень активна, с большим интересом, с выдумкой проводились различные мероприятия. Особенно запомнились ребята из Чеченского государственного университета. Их НКО называется «Молодежь за развитие». Они придумали способ, как заработать денежные средства. Мы заказали в Москве магниты: «Я люблю Грозный», виниловые браслеты с такой же надписью, волонтеры из числа студентов продавали их. Они заработали определенную сумму денег… и организовали праздник «Волшебные выходные» для детей-инвалидов. Пошли с детьми в парк отдыха, посетили вместе с детьми все аттракционы, потом все вместе пошли в кафе и в кинотеатр. Ребята проявили себя во всей красе. И мне было очень приятно с ними работать», — рассказал Олег Скворцов.
По его словам, грозненские студенты планируют в рамках всероссийского фестиваля «Добрые города» провести в Чечне фестиваль «Добрый Грозный».
«В мою задачу входило показать членам НКО на конкретных примерах, как можно самим зарабатывать деньги. К примеру, в ряде школ Грозного дети, которые занимаются в различных кружках, приготовили всевозможные поделки. И нами было проведено мероприятие: на благотворительном аукционе эти поделки были проданы, НКО заработала 15 тысяч рублей, которые пошли на нужды детей из многодетных семей. Акция называлась «Дети для детей», — рассказал он.
Олег Скворцов отметил, что в Чечне ему были интересны результаты деятельности некоммерческого фонда «Баракат», автономной независимой организации «Женщины за развитие». Он также отметил, что особого внимания заслуживает опыт работы некоторых НКО в Ингушетии, к примеру, благотворительного фонда «Мял».
«Основное направление деятельности «Мял» — поддержка инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Мы совместно с «Мял» разработали ряд мероприятий и даже обсуждали такой момент, как проведение в Ингушетии общероссийского форума организаций, которые поддерживают инвалидов», — рассказал Скворцов.
По его словам, пять дней, проведенные в Ингушетии, были загружены до предела. «Особый интерес вызвала деятельность недавно созданной региональной общественной организации «Ассоциация учителей Ингушетии». Я бы еще добавил слово «молодых» учителей, потому что пять молодых педагогов, преподавателей русского языка и литературы проводят акции и мероприятия, пробуждая в детях разного возраста интерес к литературе, к русскому языку. Нужно отметить, что в этих мероприятиях в роли слушателей присутствуют родители, для которых многое, о чем говорят молодые, увлеченные учительницы, является terra incognita», — отметил эксперт
В этой республике по непонятным для меня причинам работает очень мало НКО. Учитывая этот фактор, пришлось начинать работу с организацией с создания сайта. Разработали совместно ряд мероприятий, рассматривали возможности по привлечению местных ресурсов. Разработали план проведения такого мероприятия, как благотворительный фестиваль дагестанских пирогов. Но, судя по всему, этот фестиваль пока что существует только на бумаге», — с сожалением отметил Олег Скворцов.
«Проводя работу с НКО в трех республиках, я особо подчеркивал, что организации должны понять, что они работают не за гранты, не за средства, которые им выделяют доноры. Они работают для местного сообщества, и проблемы местного сообщества лучше решать совместно, в том числе и финансово. В каждом регионе есть неравнодушные люди, которые могут помочь финансами, советом и добрым делом НКО. Поэтому нужно привлекать население для этой работы и вместе справляться с теми проблемами, которые существуют», — сказал эксперт.
О существование благотворительного фонда «Баракат» знают многие в Чечне, в чьих семьях растут дети. Именно в этом фонде им помогают одеть, обуть детей, подготовить их школе, чтобы мальчики и девочки выглядели не хуже, чем их сверстники из более благополучных семей.
«В общественных организациях все упирается в ограниченные ресурсы»
Руководитель этого фонда Селима Саламова рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что весной они собрали полтонны одежды и обуви для детей самого разного возраста.
«У нас по городу было четыре пункта, куда люди приносили детскую одежду и обувь. Мы потом вместе с волонтерами все рассортировали, кое-что почистили, платья для девочек погладили. Как говорится, придали вещам товарный вид. Потом по администрациям районов собрали списки нуждающихся и пригласили этих мам, чтобы они выбрали одежду и обувь для своих детишек. Все разобрали, ничего не осталось», — рассказала Селима.
Она также сказала, что «Баракат» работает над реализацией проекта по обучению слепых и глухих детей, помогает инвалидам в приобретении техники для организации малых предприятий.
«В общественных организациях все упирается в ограниченные ресурсы. И здесь срабатывает человеческий фактор, есть люди, которые готовы помочь. Некоторые проекты мы реализовываем на уровне частных пожертвований. Находить способы получения денег для реализации программ, для проведения акций мы научились на тренинге, который проводил Олег Скворцов. Он нас убеждал, что нужно просить деньги на какую-то акцию или мероприятие, на поддержание жизнедеятельности самого фонда — но нам трудно пока что переступить эту грань — просить деньги на зарплату для сотрудников фонда. Вот для чьих-то нужд, для больного ребенка — тут мы не стесняемся. Правда, просто даем такому человеку, который готов помочь, адрес нуждающегося, и они сами решают — на что потратить деньги: на лечение, лекарства или еще на что другое», — рассказала Селима Саламова.
«Мы даже не ожидали, что откликнется так много людей»
Программа оказалась очень полезна, считает руководитель региональной общественной организации «Ассоциация учителей Ингушетии» Залина Дзейтова.
«Олег Скворцов нам оказал существенную помощь в разработке многих программ. По его совету мы летом провели акцию «Книга — лучший подарок», в которой приняли участие не только дети, но и взрослые. У многих дома есть книги, которые уже никто не читает. И мы попросили эту литературу принести нам. Мы даже не ожидали, что откликнется так много людей», — рассказала Залина.
В «Ассоциации учителей Ингушетии», кроме Залины Дзейтовой, работают еще четыре педагога — преподаватели русского языка и литературы. «Главная наша задача — привить детям интерес к литературе, чтобы они почувствовали вкус к чтению книги. Работаем с детьми разного возраста: читаем книги, пишем диктанты. Летом у нас были акции, в которых принимали участие дошколята», — рассказала Дзейтова.
По ее словам, для участия в мероприятиях привозили детей даже из дальних горных сел.
«Помещение для проведения мероприятий, которое мы снимали в Назрани, оказалось маленьким — желающих поучаствовать в мероприятии было много. И поэтому с начала учебного года мы сняли офис в станице Слепцовской, где есть большой зал, и где, я думаю, поместятся все дети и их родители — любители литературы. Чтобы иметь средства для оплаты аренды, мы параллельно будем проводить платные мероприятия», — рассказала Залина Дзейтова.
К своей работе молодые педагоги хотят привлечь мэров городов Ингушетии. «Мы планируем в одном из скверов города, еще не определили, в каком точно, высадить аллею под условным названием «Год литературы». Мы подсчитали — это не дорогостоящее мероприятие. Надеемся, что мэры откликнутся на наше предложение и помогут финансами, и тоже примут участие в этой акции», — сказала Залина.
«Во время выборной кампании депутатам не до фестивалей»
НКО «Творить добро», которой руководит Виктория Петрова, делает свои первые шаги в дагестанском Кизляре.
«Олег оказал существенную помощь и советами и делом — помог создать веб-скайп, подсказал, с чего можно начинать работать. Предложил проект первого благотворительного мероприятия — провести фестиваль «Дагестанские пироги». А деньги от реализации пирогов пошли бы на создание Центра психологической помощи и развития для детей-подростков из малообеспеченных семей. Все было расписано до мелочей», — рассказала Виктория Петрова.
Она пояснила, что акцию они хотели провести совместно с администрацией города, договорились о поддержке с депутатом городского собрания. «Но потом начались летние отпуска, потом юбилей города, а сейчас вовсю идет выборная кампания — не до фестиваля», — рассказала руководитель НКО.
Альмут Рочовански: программа оказалась успешной
Это был пилотный, пробный вариант обучающей программы по привлечению местных ресурсов, который затронул три республики Северного Кавказа: Чечню, Дагестан и Ингушетию, отметила одна из разработчиков и куратор этой программы Альмут Рочовански (Almut Rochowanski) корреспонденту «Кавказского узла».
«Судя по тому, что говорят и чувствуют наши коллеги, члены НКО республик Северного Кавказа, эта первая часть программы была успешной. Самое главное условие этой программы: чтобы участники получили удовлетворение от своей работы, а это бывает в том случае, когда их работу по достоинству оценивает общество. Мы не могли предполагать, насколько важно это было для участников программы», — рассказала куратор.
Она привела в пример НКО, которые работают в Чеченской Республике уже более 10 лет и которые там предоставляют большой спектр услуг для своих сограждан.
«Но, как нам известно, эти НКО получают от общества мало благодарности. Потому что о том, какую трудную работу приходится проводить членам НКО, чтобы претворить в жизнь ту или иную программу, общество не знает, оно не информировано. Обществу нужно рассказывать об этой работе, о том, что делают и что предстоит делать, и какие при этом трудности приходится преодолевать. И когда люди будут информированы они не только станут поддерживать деятельность этих НКО, но и помогать им финансово. Я думаю, так будет», — выразила уверенность Альмут Рочовански.
«Внешкольные программы для молодежи, помощь людям с ограниченными возможностями, советы и помощь женщинам в решении их проблем, правозащитная работа — далеко не полный перечень направлений, по которым работают НКО в республиках Северного Кавказа», — рассказала Альмут Рочовански.
Куратору непонятна ситуация, сложившаяся в Дагестане. «Судя по тому, что там практически нет НКО, гражданское общество инфантильно. Я не нахожу этому объяснения», — сказала Альмут Рочовански.
Она предполагает, что причина в том, что в Чечне и в Ингушетии во время войн и межнациональных конфликтов работало много гуманитарных благотворительных организаций, их работа стала примером для местных НКО.
«А в Дагестане такого не было, и им пришлось начинать работать, не основываясь ни на чьем опыте. С другой стороны, когда мы внедрили эту программу, дагестанцы сказали, это им это интересно, но из-за сложной ситуации они не могут работать в этом направлении, это для них опасно. Абсурдное заявление — заниматься благотворительностью опасно? Помогать инвалидам и детям — что может помешать этому?» — задается вопросом Альмут Рочовански.
«В наше время люди циничны. Они мало верят в то, что кто-то бескорыстно что-то делает. С другой стороны, когда речь идет о том, чтобы помочь больному ребенку — верят в это и всегда окажут материальную помощь. В течение нашей программы я видела, что некоторые участники вообще не хотели для себя, для своей работы собирать деньги. Но они охотно участвовали в мини-кампаниях, чтобы собирать деньги для больных детей», — рассказала куратор.
Она не исключила, что международные доноры сократят финансирование российских НКО. «Россия не такая уже и бедная страна, и в республиках Северного Кавказа нет бедственного положения, гуманитарной катастрофы, которая была в период чеченских войн. И финансировать этот регион для доноров уже не так интересно. И придет время, когда финансирование прекратится», — сказала Альмут Рочовански.
Она рассказала, что на одном из тренингов присутствующим был задан вопрос: кто, по вашему мнению, должен поддерживать вас финансово.
«Некоторые сказали, что в принципе никто не обязан нас поддерживать. Многие сказали, что нас должно поддерживать наше государство. Но никто не сказал, что нас должно поддерживать наше сообщество, наши люди, наш народ. И мы хотели, чтобы наши коллеги начали думать в этом направлении. Мы ведем эту работу, чтобы нацелить НКО на сообщество, но то, что помощь и поддержку они должны получать от своего народа. Члены нашего сообщества должны нас поддерживать и помогать в нашей работе», — рассказала Альмут Рочовански.
По ее словам, НКО должны быть полностью прозрачны и открыты для общества.
«Я понимаю, что, учитывая менталитет кавказцев, просить деньги для себя, ну, не для себя лично, а для существования НКО, которая будет проводить необходимую для сообщества работу, сложно. Намного сложнее просить деньги, ко всему прочему, и на зарплату для сотрудников НКО», — сказала она.
И именно поэтому необходима открытость.
«Нужна прозрачность, нужно показать, на что мы тратим эти деньги. Это немножко стыдно и немножко сложно, потому что там ты публикуешь и свою зарплату. Это тоже важный момент, которому мы обучали в течение нашей программы. Люди будут жертвовать, когда они доверяют. А доверия можно достичь, когда люди будут давать деньги и будут на 100 процентов уверены, что деньги будут потрачены по назначению. Доверие это — транспарентность, аудит — все показать, чтобы все было прозрачно», — подчеркнула Альмут Рочовански.
По материалам www.kavkaz-uzel.ru