О некоторых вопросах участия в арбитражном процессе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации состоялось обсуждение вопросов, возникающих при реализации Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, предоставленных ему Федеральным конституционным законом от 26.02.97 № 1-ФКЗ прав по участию в арбитражном процессе. По итогам заседания, в котором принимал участие представитель российского омбудсмена, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издал следующее информационное письмо.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

№ 160                                                                                                   23 июля 2013 г.    Москва

О некоторых вопросах участия в арбитражном процессе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

В связи с возникающими вопросами о порядке участия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — уполномоченный по правам человека, уполномоченный) в арбитражном процессе и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам исходить из следующего.

Частью 2 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ, Кодекс) установлено, что в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 1 и пункту 1 статьи 16 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее — Закон № 1-ФКЗ) уполномоченный, действуя в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

В силу подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Закона № 1-ФКЗ по результатам рассмотрения поступивших жалоб уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

Из взаимосвязанных положений указанных норм следует, что уполномоченный по правам человека в рамках компетенции, закрепленной за ним Законом № 1-ФКЗ, вправе:

обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц по делам об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц и обжаловать судебные акты, принятые по таким делам;

обратиться с ходатайством о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов как в порядке кассационного производства и надзора, так и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам наряду с соответствующей жалобой (заявлением) лица, участвующего в деле, или лица, не участвовавшего в деле, но о правах и об обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт, в случае если уполномоченный не участвовал в деле.

Рассмотрение названного ходатайства осуществляется по правилам рассмотрения кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (главы 35-37 АПК РФ) с учетом требований о соблюдении сроков, установленных статьями 276, 292 и 312 Кодекса.

При этом, если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления уполномоченного по правам человека принято решение об отказе в удовлетворении его требований, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации (статья 38 Закона № 1-ФКЗ, часть 4 статьи 53 и часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Арбитражным судам следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 29 Закона № 1-ФКЗ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке кассационного производства и надзора, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам государственной пошлиной не облагаются.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации                                                                                      А.А. Иванов

Пресс -служба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации