Национально-культурные автономии (НКА), такие как объединения таджиков — граждан РФ или уроженцев Чечни в Москве, займутся социальной и культурной адаптацией мигрантов за бюджетные средства. Для этого депутаты комитета Госдумы по делам национальностей разработали и в ближайшее время внесут в нижнюю палату парламента законопроект о предоставлении НКА статуса социально ориентированной некоммерческой организации. Об этом «Известиям» рассказал председатель комитета Гаджимет Сафаралиев.
— Благодаря новому статусу они смогут участвовать в государственных конкурсах и получать гранты на работу в сфере культурной и социальной адаптации мигрантов, — уточнил он.
По его мнению, привлечение НКА к такой работе будет способствовать межнациональному согласию в России. Сафаралиев объясняет, что при составлении законопроекта депутаты Госдумы руководствовались положениями Стратегии национальной политики до 2025 года. В частности, в пункте 23.1 Стратегии предлагается наделить НКА правом осуществления деятельности по межэтническому сотрудничеству, гармонизации межнациональных отношений, интеграции и адаптации мигрантов. А в послании Федеральному собранию президент попросил предоставить НКА бюджетные гранты для реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации мигрантов, сославшись на зарубежный опыт.
— В России этот опыт уникален. До этого такая деятельность была закреплена только за органами власти на федеральном, субъектном и муниципальном уровнях, — уточнил парламентарий. — Теперь же к адаптации мигрантов впервые привлекут гражданские институты. Поскольку проект уникальный, мы будем внимательно наблюдать за его выполнением.
Согласно российскому законодательству, национально-культурные автономии отличаются от диаспор. Под диаспорой подразумевается всё население определенной национальности на определенной территории, в том числе нелегальные мигранты. В отличие от диаспор общины, автономии и национально-культурные объединения являются официально зарегистрированными организациями, члены которой легально проживают на территории. НКА налаживают отношения с органами власти и занимаются защитой тех этнических обществ, которые представляют.
Политолог Глеб Павловский объясняет, что власти не справляются с адаптацией мигрантов, поэтому и пытаются привлечь к этой работе НКА. Но, по его мнению, их участие не приведет ни к какому эффекту.
— Национально-культурные автономии — в сущности теневые структуры без какой-либо ответственности и без признания. И сегодня в принципе неблагоприятная атмосфера для активности гражданского общества. Это эксперимент без перспектив, — уверен он.
Сами представители НКА готовы взяться за помощь гастарбайтерам. Председатель ростовской областной таджикской национально-культурной автономии «Ватан» Руслан Суноваров одобрил инициативу законодателей.
— Уютно чувствующий себя иммигрант — это благо России, — рассуждает он. — А уютно он будет себя чувствовать только тогда, когда будет знать законодательство и русский язык. А когда он будет знать — сможет внести больший вклад в страну.
Председатель исполкома Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) Амиль Саркаров неоднозначно оценивает инициативу депутатов. По его словам, изначально НКА создавались совсем для других целей, с которыми они не до конца справляются сегодня, — для сохранения самобытности языка и культуры.
— Инициативу депутатов надо принять с оговорками, чтобы из-за дополнительных функций по адаптации мигрантов не пропала основная, — пояснил Саркаров. — Тем не менее некоторые общины со своими НКА могли бы заниматься этим вопросом — таджикская, узбекская, азербайджанская.
Идейный лидер Национал-демократической партии Константин Крылов, в свою очередь, считает повышение статуса НКА дискриминацией русских.
— Благодаря законопроекту все НКА помогут ввозу своих соплеменников, такой возможности не получат только русские. Речь идет об усугублении уже существующего антиконституционного неравенства. Такого рода действия только усугубят чудовищное неравенство между русским и остальными народами.
В России федеральный закон «О национально-культурной автономии» был принят в 1996 году вместе с концепцией развития НКА. На сегодняшний день в стране действует около 1 тыс. субъектных национально-культурных автономий, из них порядка 700 — местные. Еще 16 НКА обладают статусом федеральных.
http://izvestia.ru/news/544539#ixzz2KZSBMMiv