Систематизация индикатора риска и аналитика с использованием искусственного интеллекта рождает новую модель прогнозирования предупреждения ущерба.
Крайне низкая производительность труда — одна из самых острых экономических бед нашей страны, препятствующая росту ВВП. Об этом неоднократно заявлял Президент России Владимир Путин, эту мысль не раз озвучивал и премьер Дмитрий Медведев, в том числе и на заседаниях так называемого открытого правительства.
Низкая производительность непосредственно связана и с уровнем организации труда на производстве, с обеспечением трудовых прав граждан работодателями, качеством осуществления проверок бизнеса контрольно-надзорными органами. Как выйти из этого порочного круга, какие имеющиеся возможности использовать для прорыва — об этом, в сущности, и шла речь в ходе публичного обсуждения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в первом квартале текущего года.
Организатором мероприятия, прошедшего в здании культурно-просветительского центра «Эздел» в Назрани, выступила Государственная инспекция труда в РИ. В обсуждении актуальной темы приняли участие и юристы различных организаций республики, являющиеся членами Ингушского регионального отделения Ассоциации юристов России.
В своей речи руководитель Госинспекции труда РИ Руслан Бештоев рассказал о ситуации в сфере охраны труда в республике. — Анализ поступивших к нам в первом квартале этого года 163-х обращений граждан, касающихся нарушения трудового законодательства, позволяет установить наиболее актуальные проблемы, возникающие при невыполнении работодателем трудового законодательства, — сказал он в своем докладе.
— Прежде всего это невыплата или не полная выплата в установленные сроки зарплат работникам, невыплата компенсации и стимулирующих надбавок, незаконное увольнение работников, нарушение законодательства в сфере охраны труда, специальной оценки условий труда на рабочих местах, неудовлетворительное расследование несчастных случаев на производстве и т. п.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий, в том числе и по результатам расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено 688 нарушений требований трудового законодательства. Причины — низкий уровень правовых знаний работодателей и работников в вопросах трудового законодательства, включая закон об охране труда, отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению трудового законодательства, ненадлежащее осуществление контроля за соблюдением закона об охране труда со стороны вышестоящих ведомств. Учитывая высокую социальную значимость своевременной выдачи зарплаты, нами проводится ежедневная работа по мониторингу в этом направлении.
За первый квартал этого года мы выявили эти нарушения на предприятиях ЖКХ, дорожного и транспортного хозяйств, в сельскохозяйственных предприятиях. Их руководителям выданы предписания об устранении нарушений, многие привлечены к административной ответственности, более 1200 работникам уже выплачены зарплаты в общей сумме более 32 млн рублей. На мероприятии демонстрировались видеоролики, характеризующие ситуацию с охраной труда в стране. В одном из них сообщались цифры статистики, согласно которым в прошлом году из-за нарушений требований законодательства по охране труда погибло около 80 тыс. человек.
Однако более шокирующими были другие цифры. Прозвучало, например, что из 2 млн проверок бизнеса, которые осуществляют контрольные органы, лишь 15% выявляют нарушения. В стране действует более 40 федеральных контрольно-надзорных ведомств, на всех уровнях трудовой люд подвергается более 200 видам контроля. Издержки бизнеса, связанные с контрольно- надзорными мероприятиями, оцениваются до 5% ВВП.
Отмечалось, что для исправления такой ситуации необходимо выполнить ряд задач. Это, в частности, переход к модели управления, где сплошные проверки будут осуществляться только на объектах повышенной опасности (эту задачу должны решить к 2019 году). А также систематизация требований, предъявляемых к бизнесу, 90% издержек которого связаны именно с противоречивыми, дублирующимися требованиями. Планируется, что эти требования должны «висеть» в открытом доступе к 2024 году. Далее, предлагается не «дергать» постоянно бизнес, а превентивный контроль заменить на репрессии нарушителей. Для этого будет проводиться масштабная работа с предпринимателями.
Намечено также подключить «искусственный интеллект», чтобы навести порядок в сфере взаимоотношений производителей и контрольных органов, когда (цитирую) «…систематизация индикатора риска и аналитика с использованием искусственного интеллекта рождает новую модель прогнозирования предупреждения ущерба». В общем, вы поняли. В ходе обсуждения проблемной темы свое видение ситуации озвучили многие присутствующие.
Один из опытнейших юристов республики, руководитель Общественной палаты Мовлат-Гирей Дзагиев считает, что корень всех бед — в правовом нигилизме и пассивности самих работников, чьи трудовые права ущемляются. — Я, конечно, скептически отношусь к тому, что к 2024 году мы успеем навести порядок в этой сфере, — выразил он свое мнение в эмоциональном выступлении.
— Одна из наших бед — это то, что мы до сих пор не отвыкли от привычки все свои проблемы перекладывать на плечи государства. Если, например, предприятие находится на хозрасчете, то нужно «трясти» конкретных работодателей за задержку зарплаты, а не «мифическое» государство.
В Малгобеке, например, мы выяснили, что руководство ЖКХ все-таки получало зарплату, обделяя ею своих работников. И кто здесь виноват? Такие же проблемы, впрочем, и в образовательных учреждениях, где многие годы в руководстве находятся откровенные дилетанты, других социальных учреждениях. Нам нужно наконец научиться защищать свои трудовые права.
Просто так в этом мире ничего не дается.
Источник: «Ингушетия» — интернет-газета
Пресс — служба УПЧ в РИ