Сегодня особенно важным становится правовое просвещение молодых граждан нашей республики, ориентированное не только на знания и компетентность в области реализации своих прав и свобод, а также способность нести ответственность за свои деяния, но и на обращение к гражданским чувствам, духовным и нравственным ценностям, значимым для ингушей как носителей определенной исторической традиции.
Недостаточное знание гражданами своих конституционных прав, неумение отстаивать их остаются одной из характерных особенностей жизни Ингушского общества. Такое положение порождает среди населения апатию и неуверенность, многократно усиливает предпосылки для нарушения прав граждан со стороны недобросовестных чиновников. В силу этого преодоление правовой безграмотности граждан, распространение в обществе знаний о правах и свободах человека является одной из ключевых задач Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия Джамбулата Оздоева.
Особое внимание Уполномоченным по правам человека в РИ уделяется правовому просвещению в общеобразовательных учреждениях РИ.
Так, продолжая начатую работу еще в 2010г. работу по правовому просвещению школьников, с января 2012г. сектором правового просвещения аппарата Уполномоченного по правам человека в РИ проводится работа по правовому просвещению учащихся в средних общеобразовательных учебных заведениях республики.
Сотрудниками сектора правового просвещения граждан Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия, при содействии начальников Управлений Образования Сунженского муниципального района Евлоевой Р.М, г. Карабулака Ахильговой М.М., и Назрановского муниципального района Чемурзиевой С.Б. были даны уроки правового просвещения в школах сельских поселений Орджоникидзевское, Троицкое, Нестеровское, Барсуки, г. Карабулак. и г.Назрань.
Уроки правовое просвещение школьников были нацелены на то, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, познакомились с системой правоохранительных органов, судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, юридической ответственности. Также было уделено внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. Из комплекса этих понятий и состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования добросовестных и законопослушных стандартов поведения в подрастающем поколении.
Данный цикл уроков правового просвещения был организован для учащихся 8-11 классов. Связано это с тем, что ученики этой возрастной категории являются участниками пилотного проекта «Уполномоченный по правам человека в общеобразовательных учреждениях», инициированного в 2010году Уполномоченным по правам человека в РИ Оздоевым Д.Э.
Перед школьными уполномоченными общеобразовательных учреждений стоят задачи, заключающиеся не только в содействии восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса, но и воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов; содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников, привитие навыков избирательного права; усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, и преступлений среди школьников; активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе; раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Уроки правового просвещения проводились так, что воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников рассматривались специалистами аппарата Уполномоченного по правам человека в РИ как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
В аппарате Уполномоченного по правам человека планируется продолжение обучающих круглых столов для уполномоченных школы, осуществление цикла просветительных мероприятий в виде лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия.
Еще одно важное направление правового просвещения, юридические консультации для уполномоченных школы. В ходе консультаций они получают квалифицированную помощь, а полученные знания смогут использовать в своей работе. Первые консультации состоялись в марте 2011года. Это лишь часть мероприятий по правовому просвещению, которые реализованы и будут реализовываться в течение 2012года.
Уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия кроме Министерства образования Республики Ингушетия тесно сотрудничает по вопросу правового воспитания школьников в образовательных учреждениях РИ и с межведомственными структурами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, прокуратурой, СМИ, образовательными учреждениями районов и городов РИ.
Сама жизнь диктует необходимость правового воспитания детей и молодежи в духе мира, законопослушности и уважения друг к другу. Усвоенные в детстве установки на неукоснительное соблюдение гражданских прав и обязанностей, норм и правил общественной жизни дети будут впоследствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям. Именно поэтому большое значение мы придаём работе с детьми и молодёжью.
Сектор правового просвещения граждан
УПЧ в РИ 20.03.2012г.