Вопрос неработающих светофоров, как нигде, актуален в нашей республике. Частые перебои в электроснабжении, периодические поломки, наезд автомобиля, и вследствие этого неработающий светофор – эту ситуацию мы наблюдаем в разных населенных пунктах. Водители автомобилей в таком случае должны быть максимально внимательны и осторожны на перекрестках, так как целостность и сохранность их и их транспортных средств зависит от других, таких же автомобилистов. Однако, это не означает, что ответственность за возможное дорожно-транспортное нарушение лежит только на них.
В соответствии с п. 4.3.4 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», замену вышедшего из строя источника света следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности, а поврежденной электромонтажной схемы в корпусе светофора или электрического кабеля — в течение 3 суток.
Рассмотрим практику Верховного Суда Российской Федерации по типовой ситуации на основании следующих обстоятельств дела (Определение ВС РФ от 10 января 2017 г. по делу № 8-КГ16-271) .
2 мая 2014 года произошло ДТП. Первый автомобиль двигался по второстепенной дороге на зеленый сигнал светофора, а второй автомобиль двигался по главной дороге. Светофор, который был виден при движении на главной дороге, не работал, второй водитель ориентировался на знак «Главная дорога» и был уверен, что первый водитель ему уступит – в результате чего и произошла авария. Дорожный инспектор привлек к ответственности сотрудника ГИБДД, ответственного за безопасность движения при ремонте дорог данного участка (ст. 12.34 КоАП). Инспектор подчеркнул, что правонарушитель, являясь ответственным должностным лицом, не обеспечил бесперебойную работу светофора.
Один из водителей столкнувшихся автомобилей, подал иск к областному управлению МВД России о возмещении ущерба, причиненного ему в результате ДТП, расходов на эвакуацию автомобиля, отправку почты, оплату услуг оценщика, нотариуса и госпошлины, на общую сумму более 750 тыс. руб. Суд удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о том, что ответчик не выполнил свою обязанность по содержанию светофора в безопасном для дорожного движения состоянии. А именно это и привело к столкновению автомобилей и причинению имущественного вреда истцу.
Ответчик не согласился с указанным решением и обжаловал его. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда нижестоящей инстанции. В обоснование указанной позиции суд указал на то, что ответчик не нарушал обязательств по содержанию и ремонту светофора, так как повреждение электромонтажной системы в корпусе светофора или электрического кабеля должно быть устранено в течение трех суток со дня обнаружения (п. 4.3.4 ГОСТ Р 50597-93), а это правило ответчик не нарушал.
После этого водитель обратился в Верховный Суд РФ. Суд принял решение удовлетворить жалобу и отменить определение суда второй инстанции, отправив дело на новое рассмотрение. Свою позицию ВС РФ обосновал тем, что лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, должны не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных сооружений, но и постоянно содержать их в безопасном для движения состоянии (п. 1-2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения«, п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Отметим, что ранее ВС РФ также высказывал подобную позицию. Суд посчитал, что даже если поломка светофора обнаружена после аварии, ответственное за содержание дорожной инфраструктуры ведомство обязано возместить вред пострадавшим (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 21 июля 2015 г. по делу № 78-КГ15-10).
А мы, в свою очередь, напоминаем, что в нашей республике функционирует электронный портал «Народный контроль» (06.my-region.ru), где вы можете публиковать зафиксированные вашим фото-устройством (телефоном, фотоаппаратом) проблемы, касающиеся общественной безопасности, благоустройства и т.д., в том числе и неработающие светофоры.
Сектор правового просвещения УПЧ в РИ