В своём ежегодном Послание на 2010 год, Глава Республики Ингушетия Евкуров Ю.Б. отметил, что «недостаточная правовая информированность населения, недоверие к публичным институтам, пассивность в деле правового просвещения самих должностных лиц, отсутствие или неэффективность каналов качественной передачи информации во многих случаях служат причиной грубых нарушений закона, ущемления прав и свобод граждан. Поэтому, именно правовое просвещение граждан и повышение уровня общей правовой культуры является одним из залогов повышения качества жизни каждого человека».
Трагедия всего нашего общества заключается в том, что мы часто не знаем и не воспринимаем законы нашей страны и, тем более, международные правовые стандарты как проявление требования времени и подлинной справедливости и не желаем добровольно следовать им. Иногда демонстративное игнорирование и даже нарушение законов одобрительно воспринимается населением как акт героизма. В результате между правосознанием и правоприменением существует реальная и всё возрастающая пропасть.
Недостаточная правовая информированность населения, пассивность в этом вопросе самих чиновников, интеллектуальной элиты и должностных лиц Республики, невысокий уровень их собственной правовой культуры, отсутствие или неэффективность каналов качественной передачи информации во многих случаях служат причиной грубых нарушений закона, ущемления прав и свобод граждан.
Поэтому именно правовое просвещение населения и повышение уровня общей правовой культуры является безусловным залогом повышения качества законодательства и правосудия, а значит, и качества жизни каждого человека.
Вопросы правового воспитания и повышения правовой культуры — это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. Нашим гражданам не хватает не только информации о принимаемых в Республике законах и их разъяснении, но и элементарной справочной информации о местонахождении судебных, законодательных и исполнительных органов, способов обращения в них, получения консультаций. Если сам факт необходимости усиления работы в области правовой пропаганды не вызывает сомнения, то вопрос о том, каким образом наиболее масштабно и комплексно решить эту проблему, до сих пор оставалось открытым, хотя определенные положительные тенденции в этом направлении наблюдались.
В частности, необходимо отметить, что в республиканской целевой программе принятой в правительстве 2 апреля 2011года «Повышение правовой культуры населения Республики Ингушетия на 2011-2013годы». Концентрированном виде меры сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права.
Реализация программы должна обеспечить: широкий доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечение всех государственных институтов и общественных организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды; формирование основ правовой культуры населения.
По мере возникновения и развития в Ингушетии институтов гражданского общества все более остро на практике встает вопрос о взаимодействии правоохранительных органов и судов с представителями прессы, творческих и неправительственных некоммерческих организаций. При объективной необходимости и очевидной взаимной выгодности налаживания конструктивных связей, на практике вместо делового сотрудничества повсеместно возникают конфликтные ситуации, явно не способствующие повышению престижа правоохранительных органов и судебной системы.
Так, все чаще происходящие в Ингушетии явления самосуда, к сожалению, находят оправдание и даже поддержку в общественном мнении, которое все больше не верит в торжество права, справедливости следствия, государственного обвинения, качестве правосудия и неотвратимости наказания.
Алгоритм действий «Народных мстителей» из одноименного фильма становится, к сожалению, привычной нормой жизни озлобленных людей, отчаявшихся найти справедливость в официальных правоохранительных структурах.
Необходимо срочно обратить самое серьезное внимание на коренное повышение общего уровня правосознания населения Ингушетии.
Построение правового демократического государства и эффективное решение задач обновления всех сфер жизнедеятельности общества выдвигает в числе кардинальных проблему повсеместного установления и эффективного поддержания реальных правовых связей между гражданином и государственными институтами, между общественностью и органами власти, которая рассматривается как неотъемлемая часть процесса расширения демократии, свободы слова, самоуправления народа.
Бесспорно, что правовые знания, своевременная и достоверная информация о роли института Уполномоченного по правам человека и деятельности правоохранительных органов по защите прав граждан сегодня необходимы всем. Низкая правовая грамотность и неполная информированность населения обоснованно расценивается сегодня как потенциальная угроза безопасности республики, поскольку препятствует эффективному использованию правовых средств для компетентного комплексного участия в управлении государственными и общественными делами. В особенно ярких и недопустимых формах это проявляется в тех случаях, когда лица с низким уровнем правосознания и правовой культуры допускаются к осуществлению правосудия.
Правовая информированность и правовая культура, напротив, способствуют добросовестному осуществлению юридических обязанностей, реальному воплощению законодательных актов в практические дела и поступки людей. Наличие эффективно работающих в двустороннем режиме связи «СМИ и граждан» возможность компетентно судить обо всех процессах и явлениях правовой жизни, воспитывает уважение к закону и людям, его олицетворяющим, содействует утверждению в общественной жизни социальной справедливости, искоренению бюрократизма, формирует правовую культуру и обеспечивает гражданскую активность личности. Чтобы граждане были в состоянии иметь точку зрения в общественных делах, они должны иметь доступ к информации. Это является предпосылкой для того, чтобы граждане испытывали интерес к проблемам общества и чувствовали ответственность за их решение.
Очевидно, что нельзя точно выполнить требования норм права, не зная их содержания. Сегодня судебные и правоохранительные органы стали активно разрабатывать новые принципы своего участия в информационных обменах. Во главу угла, как правило, ставится сбалансированный подход, позволяющий учесть и интересы общества, и гарантии качественного решения собственно ведомственных вопросов. Постепенно понятие «пропаганда правовых знаний» перестает быть нарицательным и ему возвращается его забытый, к сожалению, позитивный смысл. Прозрачность процессов деятельности правоприменителей воспринимается сегодня как залог сдерживания коррупционных проявлений.
Исследования показывают, что сегодня многие общественные объединения и СМИ в Ингушетии не только провозглашают, но и фактически занимают конструктивную позицию всемерного содействия правоохранительным органам, прокуратуре и суду в укреплении законности. В случае, если контактирующие стороны находят общее понимание целей и методов взаимодействия, не пытаются скрывать или подменять цели сотрудничества и диктовать друг другу неприемлемые условия, а сотрудничают в режиме диалога, то эффективность работы неизмеримо возрастает.
Большинство судей и прокурорских работников искренне считают своим главным назначением защиту прав и свобод граждан, оказание помощи наименее защищенным слоям населения и восстановление социальной справедливости.
Достигнуть существенных успехов в формировании позитивного общественного мнения к правоохранительным органам и судебной системе, а также повысить правовую культуру населения можно лишь на системной основе путем распространения полноценной, объективной и оперативной правовой информации. Для этого необходимо, на наш взгляд, всемерно поддержать конструктивную идею создания в 2011году эффективно работающих во всех районах республики Общественных помощников Уполномоченного по правам человека в РИ. Основными целями этого социально значимого проекта повышение информированности граждан и организаций о функционировании правоохранительной и судебной систем, распространение информации о позитивных изменениях, происходящих в сфере правосудия, повышение доверия граждан и организаций к их представителям.
Приоритетным направлением деятельности аппарата УПЧ в РИ, считается расширение круга журналистов, профессионально и позитивно пишущих о работе судов и правоохранительных органов для создания специализированного пула судебных репортеров. Для повышения их квалификации предусмотрено проведение регулярных круглых столов и семинаров.
Многие из участников этих мероприятия с интересом впервые узнают об истории становления института Уполномоченного по правам человека в РИ, правоохранительной и судебной системы, о мерах по содействию защиты прав и свобод граждан Уполномоченным по правам человека в РИ, о деятельности Европейского Суда по правам человека.
Сегодня на повестку дня встаёт новый вопрос. Важно так организовать общественный контроль над правоохранительной сферой, чтобы все усилия на информатизацию и транспарентность правосудия дали свои практические результаты, существенно повлияли на снижение уровня коррупции и пресечение волокиты.
Только кропотливая длительная работа по правовому просвещению населения позволит нашей стране решить актуальные вопросы подъёма экономики и гармонизации общественных отношений. Судьи, прокуроры и другие работники правоохранительных органов заинтересованы в реализации этих благородных целей не меньше других граждан, поэтому, они не могут оставаться в стороне от общего дела.
И в заключение: обнадеживает то что одним из первых постановлении подписанных новым председателем правительства Республики Ингушетия Чилиевым М.М. стало постановление об утверждении республиканской целевой программы «Повышение правовой культуры населения Республики Ингушетия на 2011-2013 годы.
Сектор правового просвещения граждан
УПЧ в Республике Ингушетия.