В офисе Уполномоченного по правам человека в РИ 24.11.2010г. прошел круглый стол с участием представителей администрации Главы РИ и Правительства РИ, депутатами Народного Собрания РИ, Министерства образования РИ, Управлений образования РИ, директорами и педагогами школ РИ, СМИ. Советник Главы РИ Чапанов С.М. предложил участникам мероприятия, в качестве пилотного проекта ввести в школах РИ Школьного Уполномоченного по правам человека, это предложение было поддержано большинством участников данного мероприятия. Участники круглого стола рекомендовали Министерству образования совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека РИ в качестве пилотного проекта ввести в школах РИ институт Школьного Уполномоченного по правам человека.
Данный проект, разработанный в аппарате Уполномоченного по правам человека в РИ, условно называемый «Школьный Уполномоченный», был поддержан главами городов и районов РИ.
«Уполномоченным может быть избран ученик, учитель и представитель родительского комитета, пользующийся авторитетом как у детей, так и у взрослых», – считает Уполномоченный по правам человека в РИ Оздоев Д.Э. При этом уточняет, для школьных Уполномоченных, возможно, будет организована специальная подготовка.
Соответствующий опыт в других регионах уже есть: более 10 лет эксперимент по введению института школьного уполномоченного проходит в РФ поясняет заведующий сектором правового просвещения граждан аппарата УПЧ в РИ. Всё началось ещё в 1998 году с гимназии № 1552 г. Москва, которая стала первым в России учебным учреждением с собственным Школьным уполномоченным. И не последним, теперь уполномоченные есть в других регионах РФ.
На самом деле основная задача школьного правозащитника – не допускать, чтобы конфликты доходили до крайней точки, все это прописано в проекте Школьный Уполномоченный, в пункте 1.2. Учреждение Уполномоченного в школе помогает решать следующие задачи: улаживать возникший конфликт, смягчать напряженность, контролировать соблюдение прав, обязанностей, свобод всех участников образовательного процесса, способствует совершенствованию правил школьной жизни говорит Уполномоченный Оздоев.Д.Э., и надеется, что административного давления на Уполномоченных не будет.
Всем очевидно: что необходимо гасить страсти, кипящие за школьными дверьми. Вопрос только в том, смогут ли это сделать новоявленные Уполномоченные школы, говорит ДикажеваР.Ш директор МОУ СОШ №2 ст.Троицкой». Смогут, отвечает докладчик семинара заведующий сектора правового просвещения граждан аппарата Уполномоченного в РИ. В других регионах РФ довольно давно признали эффективность работы уполномоченных по правам всех участников учебного процесса. Некоторые специалисты относятся к этой идее с осторожностью: мол, массовый приход в школы правозащитников приведёт к валу жалоб учеников и родителей на учителей, что только подогреет страсти внутри учебных заведений. Существующая практика эти опасения, в общем, пока не подтверждает, хотя периодически школьные Уполномоченные и фиксируют рост обращений.
Связано это не с ухудшением обстановки в коллективе, а с тем, что большее количество учащихся, учителей и родителей стали доверять Уполномоченному, – объясняется такой всплеск в одном из отчётов о деятельности уполномоченного в ГОУ ЦО № 936г. Москвы. – Они поняли, что здесь они могут получить не только ответы на интересующие их вопросы, помощь в каком-то конфликте, но и просто прийти к человеку, который их выслушает.
Между тем заняться в школе есть чем. Конечно, среди обращений, которые рассматривают в других регионах, большая часть касается некорректного поведения учителей по отношению к школьникам, регулярных прогулов со стороны учеников, разговоры школьников на уроках; хождение по классу во время урока ; порча школьного имущества и оборудования; опоздания на уроки.
Вместе с тем появляются новые формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них: прослушивание музыкальных записей с помощью телефона, обмен SMS — ками с друзьями по классу во время уроков.
Ну и, разумеется, насилие среди самих учеников. Избивать одноклассников, просто прохожих, такого рода «развлечении» у подростков меньше не становится. А в последнее десятилетие эти истории стали отдавать ещё более неприятным душком: пошла повальная мода «снимать» всё это на камеру мобильного телефона, бравировать записями, выкладывать их в Интернет. А порой и продавать.
В общем, школьным правозащитникам не позавидуешь: как бы им не пришлось в первую очередь защищать свои права.
Для участников образовательного процесса важно знать, куда он может обратиться за решением того или иного вопроса, а также каким образом обжаловать неудовлетворяющее его решение. Достаточно часто можно столкнуться с ситуацией, когда участники образовательного процесса, обратившийся в тот или иной орган власти или организацию, получает необоснованный отказ и «опускает руки». Он не обращается в вышестоящие инстанции или в контролирующие органы, не предпринимает никаких действий по защите своих прав. При этом у человека формируется негативное мнение не только о той организации, в которую он обращался. Такой участник образовательного процесса делится своим «опытом» с окружающими, вследствие чего формируется негативное общественное мнение в отношении государства, власти, якобы позволивших совершить несправедливые беззаконные действия.
Участники образовательного процесса обратившийся к Уполномоченному школы, получает определенный набор правовых знаний, с помощью которых ему легче отстоять свои права.
Конечно, мы не ждем сиюминутных результатов. Воспитание — это сложный и длительный процесс. И потому будем продолжать работу в этом направлении, совершенствуя ее формы и методы. При этом твердо уверены в том, что только так мы сможем построить правовое государство, сформировать активное гражданское общество, создать предпосылки для преодоления любых преступных проявлений в нашем обществе.