У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О комиссиях по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных служащих и
урегулированию конфликта интересов
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. N 297; от 02.04.2013 г. N 309; от 03.12.2013 г. N 878; от 23.06.2014 г. N 453; от 08.03.2015 г. N 120; от 22.12.2015 г. N 650; от 19.09.2017 г. N 431)
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» п о с т а н о в л я ю:
- Утвердить прилагаемое Положение о комиссиях по соблюдению
требований к служебному поведению федеральных государственных
служащих и урегулированию конфликта интересов.
- Установить, что вопросы, изложенные в пункте 16 Положения,
утвержденного настоящим Указом, рассматриваются в федеральных
государственных органах, названных в разделе II перечня должностей
федеральной государственной службы, при назначении на которые
граждане и при замещении которых федеральные государственные
служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера, а также
сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557:
а) в отношении лиц, замещающих должности федеральной
государственной гражданской службы, — комиссиями по соблюдению
требований к служебному поведению федеральных государственных
служащих и урегулированию конфликта интересов;
б) в отношении лиц, замещающих должности федеральной
государственной службы иных видов, — соответствующими
аттестационными комиссиями.
- Внести в статью 27 Положения о порядке прохождения военной
службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной
службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,
N 38, ст. 4534; N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678; N 27,
ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508; 2006, N 25, ст. 2697; 2007, N 11,
ст. 1284; N 13, ст. 1527; N 29, ст. 3679; N 35, ст. 4289; N 38,
ст. 4513; 2008, N 3, ст. 169, 170; N 13, ст. 1251; N 43, ст. 4919;
2009, N 2, ст. 180; N 18, ст. 2217; N 28, ст. 3519; N 49,
ст. 5918), следующие изменения:
а) пункт 2 дополнить подпунктом «г» следующего содержания:
«г) иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов,
связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в
соответствии с указами Президента Российской Федерации.»;
б) подпункт «и» пункта 3 изложить в следующей редакции:
«и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими
военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами,
указами Президента Российской Федерации, или по решению командира
воинской части.».
- Внести в Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2429; 2010,
N 14, ст. 1635) изменение, дополнив подпункт «а» пункта 7 абзацем
следующего содержания:
«рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к
служебному (должностному) поведению лиц, замещающих:
государственные должности Российской Федерации, названные в
подпункте «а» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты
сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение
государственных должностей Российской Федерации, и лицами,
замещающими государственные должности Российской Федерации, и
соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные
должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066; должности
федеральной государственной службы, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляются Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации; должности
руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и
аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы,
касающиеся урегулирования конфликта интересов;».
- Внести в Положение о проверке достоверности и полноты
сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение
должностей федеральной государственной службы, и федеральными
государственными служащими, и соблюдения федеральными
государственными служащими требований к служебному поведению,
утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений,
представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей
федеральной государственной службы, и федеральными государственными
служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими
требований к служебному поведению» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4588; 2010, N 3, ст. 274),
следующие изменения:
а) пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции: (Подпункт «а» пункта 5 утратил силу в части, касающейся изложения в новой редакции пункта 9, — Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. N 297)
«9. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной
подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, является достаточная
информация, представленная в письменном виде в установленном
порядке:
а) правоохранительными и налоговыми органами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических
партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных
общероссийских общественных объединений, не являющихся
политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации.
- Основанием для осуществления проверки, предусмотренной
подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, является
достаточная информация, представленная в письменном виде в
установленном порядке:
а) правоохранительными органами, иными государственными
органами, органами местного самоуправления и их должностными
лицами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических
партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных
общероссийских общественных объединений, не являющихся
политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации.»;
б) в подпункте «г» пункта 15 слова «в органы прокуратуры
Российской Федерации, иные федеральные государственные органы
(кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на
осуществление оперативно-разыскной деятельности)» заменить словами
«(кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной
деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской
Федерации, иные федеральные государственные органы»;
в) в пункте 31 слова «о несоблюдении государственным служащим
требований» заменить словами «о представлении государственным
служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных
подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, и о несоблюдении им
требований».
- Внести в Положение о проверке достоверности и полноты
сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение
государственных должностей Российской Федерации, и лицами,
замещающими государственные должности Российской Федерации, и
соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные
должности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента
Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066 «О проверке
достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами,
претендующими на замещение государственных должностей Российской
Федерации, и лицами, замещающими государственные должности
Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими
государственные должности Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4589; 2010,
N 3, ст. 274), следующие изменения:
а) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции: (Подпункт «а» пункта 6 утратил силу в части, касающейся изложения в новой редакции пункта 3, — Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. N 297)
«3. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной
подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, является достаточная
информация, представленная в письменном виде в установленном
порядке:
а) правоохранительными и налоговыми органами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических
партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных
общероссийских общественных объединений, не являющихся
политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации.
- Основанием для осуществления проверки, предусмотренной
подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, является
достаточная информация, представленная в письменном виде в
установленном порядке:
а) правоохранительными органами, иными государственными
органами, органами местного самоуправления и их должностными
лицами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических
партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных
общероссийских общественных объединений, не являющихся
политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации.»;
б) в пункте 20 слова «о несоблюдении лицом, замещающим
государственную должность Российской Федерации,» заменить словами
«о представлении лицом, замещающим государственную должность
Российской Федерации, недостоверных или неполных сведений,
предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения, и о
несоблюдении им».
- Руководителям федеральных государственных органов в
2-месячный срок:
а) разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить
положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных служащих и урегулированию
конфликта интересов;
б) сформировать комиссии по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных служащих и урегулированию
конфликта интересов;
в) принять иные меры по обеспечению исполнения настоящего
Указа.
- Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
а) в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о
комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению
государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации
(муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов;
б) руководствоваться настоящим Указом при разработке названных
положений.
- Предложить общественным советам, созданным при федеральных
органах исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20
Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной
палате Российской Федерации», общественным организациям ветеранов,
профсоюзным организациям, научным организациям и образовательным
учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального
образования содействовать работе комиссий по соблюдению требований
к служебному поведению федеральных государственных служащих и
урегулированию конфликта интересов.
- Признать утратившим силу Указ Президента Российской
Федерации от 3 марта 2007 г. N 269 «О комиссиях по соблюдению
требований к служебному поведению государственных гражданских
служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11,
ст. 1280).
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
1 июля 2010 года
N 821
________________
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 1 июля 2010 г.
N 821
П О Л О Ж Е Н И Е
о комиссиях по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных служащих и
урегулированию конфликта интересов
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. N 309; от 03.12.2013 г. N 878; от 23.06.2014 г. N 453; от 08.03.2015 г. N 120; от 22.12.2015 г. N 650; от 19.09.2017 г. N 431)
- Настоящим Положением определяется порядок формирования и
деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных служащих и урегулированию
конфликта интересов (далее — комиссии, комиссия), образуемых в
федеральных органах исполнительной власти, иных государственных
органах в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также
актами федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов (далее — государственные органы,
государственный орган).
- Основной задачей комиссий является содействие
государственным органам:
а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными
служащими (далее — государственные служащие) ограничений и
запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта
интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей,
установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О
противодействии коррупции», другими федеральными законами (далее —
требования к служебному поведению и (или) требования об
урегулировании конфликта интересов);
б) в осуществлении в государственном органе мер по
предупреждению коррупции.
- Комиссии рассматривают вопросы, связанные с соблюдением
требований к служебному поведению и (или) требований об
урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных
служащих, замещающих должности федеральной государственной службы
(далее — должности государственной службы) в государственном органе
(за исключением государственных служащих, замещающих должности
государственной службы, назначение на которые и освобождение от
которых осуществляются Президентом Российской Федерации и
Правительством Российской Федерации, и должности руководителей и
заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной
палаты Российской Федерации), а также в отношении государственных
служащих, замещающих должности руководителей и заместителей
руководителей территориальных органов государственных органов (за
исключением государственных служащих, замещающих должности
руководителей и заместителей руководителей территориальных органов
государственных органов, назначение на которые и освобождение от
которых осуществляются Президентом Российской Федерации).
- Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному
поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов,
в отношении государственных служащих, замещающих должности
государственной службы в государственном органе, назначение на
которые и освобождение от которых осуществляются Президентом
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также
должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации,
рассматриваются президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по противодействию коррупции.
- Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному
поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов,
в отношении государственных служащих, замещающих должности
государственной службы в территориальных органах государственных
органов (за исключением государственных служащих, замещающих
должности государственной службы, назначение на которые и
освобождение от которых осуществляются Президентом Российской
Федерации, и должности руководителей и заместителей руководителей
территориальных органов государственных органов), рассматриваются
комиссией соответствующего территориального органа. Порядок
формирования и деятельности комиссии, а также ее состав
определяются руководителем государственного органа в соответствии с
настоящим Положением. В состав комиссий территориальных органов
государственных органов не включается представитель, указанный в
подпункте «б» пункта 8 настоящего Положения.
- Комиссия образуется нормативным правовым актом
государственного органа. Указанным актом утверждаются состав
комиссии и порядок ее работы.
В состав комиссии входят председатель комиссии, его
заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из
числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы
в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены
комиссии при принятии решений обладают равными правами. В
отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет
заместитель председателя комиссии.
- В состав комиссии входят:
а) заместитель руководителя государственного органа
(председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы
государственного органа по профилактике коррупционных и иных
правонарушений либо должностное лицо кадровой службы
государственного органа, ответственное за работу по профилактике
коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии),
государственные служащие из подразделения по вопросам
государственной службы и кадров, юридического (правового)
подразделения, других подразделений государственного органа,
определяемые его руководителем;
б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или соответствующего
подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.12.2013 г. N 878)
в) представитель (представители) научных организаций и
образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования, деятельность которых связана с
государственной службой.
- Руководитель государственного органа может принять решение
о включении в состав комиссии:
а) представителя общественного совета, образованного при
федеральном органе исполнительной власти в соответствии с частью 2
статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ
«Об Общественной палате Российской Федерации»;
б) представителя общественной организации ветеранов, созданной
в государственном органе;
в) представителя профсоюзной организации, действующей в
установленном порядке в государственном органе.
- Лица, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 8 и в пункте
9 настоящего Положения, включаются в состав комиссии в
установленном порядке по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или с
соответствующим подразделением Аппарата Правительства Российской
Федерации, с научными организациями и образовательными учреждениями
среднего, высшего и дополнительного профессионального образования,
с общественным советом, образованным при федеральном органе
исполнительной власти, с общественной организацией ветеранов,
созданной в государственном органе, с профсоюзной организацией,
действующей в установленном порядке в государственном органе, на
основании запроса руководителя государственного органа.
Согласование осуществляется в 10-дневный срок со дня получения
запроса. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.12.2013 г. N 878)
- Число членов комиссии, не замещающих должности
государственной службы в государственном органе, должно составлять
не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
- Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить
возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы
повлиять на принимаемые комиссией решения.
- В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса
участвуют:
а) непосредственный руководитель государственного служащего, в
отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении
требований к служебному поведению и (или) требований об
урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем
комиссии два государственных служащих, замещающих в государственном
органе должности государственной службы, аналогичные должности,
замещаемой государственным служащим, в отношении которого комиссией
рассматривается этот вопрос;
б) другие государственные служащие, замещающие должности
государственной службы в государственном органе; специалисты,
которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и
вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других
государственных органов, органов местного самоуправления;
представители заинтересованных организаций; представитель
государственного служащего, в отношении которого комиссией
рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному
поведению и (или) требований об урегулировании конфликта
интересов, — по решению председателя комиссии, принимаемому в
каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня
заседания комиссии на основании ходатайства государственного
служащего, в отношении которого комиссией рассматривается этот
вопрос, или любого члена комиссии.
- Заседание комиссии считается правомочным, если на нем
присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих
должности государственной службы в государственном органе,
недопустимо.
- При возникновении прямой или косвенной личной
заинтересованности члена комиссии, которая может привести к
конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в
повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания
заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не
принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.
- Основаниями для проведения заседания комиссии являются:
а) представление руководителем государственного органа в
соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и
полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на
замещение должностей федеральной государственной службы, и
федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными
государственными служащими требований к служебному поведению,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, материалов проверки, свидетельствующих:
о представлении государственным служащим недостоверных или
неполных сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1
названного Положения;
о несоблюдении государственным служащим требований к
служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта
интересов;
б) поступившее в подразделение кадровой службы
государственного органа по профилактике коррупционных и иных
правонарушений либо должностному лицу кадровой службы
государственного органа, ответственному за работу по профилактике
коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном
нормативным правовым актом государственного органа:
обращение гражданина, замещавшего в государственном органе
должность государственной службы, включенную в перечень должностей,
утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о
даче согласия на замещение должности в коммерческой или
некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях
гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой
организации, если отдельные функции по государственному управлению
этой организацией входили в его должностные (служебные)
обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с
государственной службы;
заявление государственного служащего о невозможности по
объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей; заявление государственного служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее — Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами») в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 120) уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650)
в) представление руководителя государственного органа или
любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения
государственным служащим требований к служебному поведению и (или)
требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления
в государственном органе мер по предупреждению коррупции;
г) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»); (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. N 309)
д) поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьей 64-1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался. (Дополнен с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 120)
- Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и
административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не
проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
17-1. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, подается гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы, функции по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). В подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». (Дополнено с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650) 17-2. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, может быть подано государственным служащим, планирующим свое увольнение с государственной службы, и подлежит рассмотрению комиссией в соответствии с настоящим Положением. (Дополнено с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453) 17-3. Уведомление, указанное в подпункте «д» пункта 16 настоящего Положения, рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». (Дополнено с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650) 17-4. Уведомление, указанное в абзаце пятом подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения по результатам рассмотрения уведомления. (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650) 17-5. При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 16 настоящего Положения, должностные лица кадрового подразделения государственного органа имеют право проводить собеседование с государственным служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации. Обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления представляются председателю комиссии. В случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней. (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650) 17-6. Мотивированные заключения, предусмотренные пунктами 17-1, 17-3 и 17-4 настоящего Положения, должны содержать: а) информацию, изложенную в обращениях или уведомлениях, указанных в абзацах втором и пятом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 16 настоящего Положения; б) информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов; в) мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращений и уведомлений, указанных в абзацах втором и пятом подпункта «б» и подпункте «д» пункта 16 настоящего Положения, а также рекомендации для принятия одного из решений в соответствии с пунктами 24, 25-3, 26-1 настоящего Положения или иного решения.
(Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 19.09.2017 г. N 431)
- Председатель комиссии при поступлении к нему в порядке,
предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа,
информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:
а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 18-1 и 18-2 настоящего Положения; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650)
б) организует ознакомление государственного служащего, в
отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении
требований к служебному поведению и (или) требований об
урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов
комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с
информацией, поступившей в подразделение государственного органа по
профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному
лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за
работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с
результатами ее проверки;
в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание
комиссии лиц, указанных в подпункте «б» пункта 13 настоящего
Положения, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в
удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе
заседания комиссии дополнительных материалов.
18-1. Заседание комиссии по рассмотрению заявлений, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, как правило, проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. (Дополнено с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650) 18-2. Уведомление, указанное в подпункте «д» пункта 16 настоящего Положения, как правило, рассматривается на очередном (плановом) заседании комиссии. (Дополнено с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453)
- Заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии государственный служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 настоящего Положения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650) 19-1. Заседания комиссии могут проводиться в отсутствие государственного служащего или гражданина в случае: а) если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных подпунктом «б» пункта 16 настоящего Положения, не содержится указания о намерении государственного служащего или гражданина лично присутствовать на заседании комиссии; б) если государственный служащий или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились на заседание комиссии.
(Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650) 20. На заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе (с их согласия), и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453 — вступает в силу с 1 августа 2014 г.)
- Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не
вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы
комиссии.
- По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором
подпункта «а» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает
одно из следующих решений:
а) установить, что сведения, представленные государственным
служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о
проверке достоверности и полноты сведений, представляемых
гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной
государственной службы, и федеральными государственными служащими,
и соблюдения федеральными государственными служащими требований к
служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, являются достоверными и
полными;
б) установить, что сведения, представленные государственным
служащим в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения,
названного в подпункте «а» настоящего пункта, являются
недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия
рекомендует руководителю государственного органа применить к
государственному служащему конкретную меру ответственности.
- По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце
третьем подпункта «а» пункта 16 настоящего Положения, комиссия
принимает одно из следующих решений:
а) установить, что государственный служащий соблюдал
требования к служебному поведению и (или) требования об
урегулировании конфликта интересов;
б) установить, что государственный служащий не соблюдал
требования к служебному поведению и (или) требования об
урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия
рекомендует руководителю государственного органа указать
государственному служащему на недопустимость нарушения требований к
служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта
интересов либо применить к государственному служащему конкретную
меру ответственности.
- По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором
подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает
одно из следующих решений:
а) дать гражданину согласие на замещение должности в
коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение
работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или
некоммерческой организации, если отдельные функции по
государственному управлению этой организацией входили в его
должностные (служебные) обязанности;
б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой
или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях
гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой
организации, если отдельные функции по государственному управлению
этой организацией входили в его должностные (служебные)
обязанности, и мотивировать свой отказ.
- По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце
третьем подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, комиссия
принимает одно из следующих решений:
а) признать, что причина непредставления государственным
служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;
б) признать, что причина непредставления государственным
служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае
комиссия рекомендует государственному служащему принять меры по
представлению указанных сведений;
в) признать, что причина непредставления государственным
служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения
от представления указанных сведений. В этом случае комиссия
рекомендует руководителю государственного органа применить к
государственному служащему конкретную меру ответственности.
25-1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «г» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: а) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», являются достоверными и полными; б) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
(Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. N 309) 25-2. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: а) признать, что обстоятельства, препятствующие выполнению требований Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», являются объективными и уважительными; б) признать, что обстоятельства, препятствующие выполнению требований Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», не являются объективными и уважительными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.
(Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 120) 25-3. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце пятом подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений: а) признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует; б) признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует государственному служащему и (или) руководителю государственного органа принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения; в) признать, что государственный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.
(Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650)
- По итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах «а», «б», «г» и «д» пункта 16 настоящего Положения, и при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено пунктами 22-25, 25-1 — 25-3 и 26-1 настоящего Положения. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 120; от 22.12.2015 г. N 650)
26-1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «д» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе, одно из следующих решений: а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.
(Дополнено пунктом с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453)
- По итогам рассмотрения вопроса, предусмотренного
подпунктом «в» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает
соответствующее решение.
- Для исполнения решений комиссии могут быть подготовлены
проекты нормативных правовых актов государственного органа, решений
или поручений руководителя государственного органа, которые в
установленном порядке представляются на рассмотрение руководителя
государственного органа.
- Решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 16
настоящего Положения, принимаются тайным голосованием (если
комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов
присутствующих на заседании членов комиссии.
- Решения комиссии оформляются протоколами, которые
подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании.
Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам
рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «б»
пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного
органа носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по
итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта
«б» пункта 16 настоящего Положения, носит обязательный характер.
- В протоколе заседания комиссии указываются:
а) дата заседания комиссии, фамилии, имена, отчества членов
комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
б) формулировка каждого из рассматриваемых на заседании
комиссии вопросов с указанием фамилии, имени, отчества, должности
государственного служащего, в отношении которого рассматривается
вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или)
требований об урегулировании конфликта интересов;
в) предъявляемые к государственному служащему претензии,
материалы, на которых они основываются;
г) содержание пояснений государственного служащего и других
лиц по существу предъявляемых претензий;
д) фамилии, имена, отчества выступивших на заседании лиц и
краткое изложение их выступлений;
е) источник информации, содержащей основания для проведения
заседания комиссии, дата поступления информации в государственный
орган;
ж) другие сведения;
з) результаты голосования;
и) решение и обоснование его принятия.
- Член комиссии, несогласный с ее решением, вправе в
письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит
обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым
должен быть ознакомлен государственный служащий.
- Копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня
заседания направляются руководителю государственного органа,
полностью или в виде выписок из него — государственному служащему,
а также по решению комиссии — иным заинтересованным лицам. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 г. N 650)
- Руководитель государственного органа обязан рассмотреть
протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей
компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о
применении к государственному служащему мер ответственности,
предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации,
а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О
рассмотрении рекомендаций комиссии и принятом решении руководитель
государственного органа в письменной форме, уведомляет комиссию в
месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания
комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается
на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без
обсуждения.
- В случае установления комиссией признаков дисциплинарного
проступка в действиях (бездействии) государственного служащего
информация об этом представляется руководителю государственного
органа для решения вопроса о применении к государственному
служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
- В случае установления комиссией факта совершения
государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего
признаки административного правонарушения или состава преступления,
председатель комиссии обязан передать информацию о совершении
указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт
документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, а при
необходимости — немедленно.
- Копия протокола заседания комиссии или выписка из него
приобщается к личному делу государственного служащего, в отношении
которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному
поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
37-1. Выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного органа, вручается гражданину, замещавшему должность государственной службы в государственном органе, в отношении которого рассматривался вопрос, указанный в абзаце втором подпункта «б» пункта 16 настоящего Положения, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии. (Дополнено с 1 августа 2014 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 453)
- Организационно-техническое и документационное обеспечение
деятельности комиссии, а также информирование членов комиссии о
вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте
проведения заседания, ознакомление членов комиссии с материалами,
представляемыми для обсуждения на заседании комиссии,
осуществляются подразделением кадровой службы государственного
органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или
должностными лицами кадровой службы государственного органа,
ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных
правонарушений.
- В случае рассмотрения вопросов, указанных в пункте 16
настоящего Положения, аттестационными комиссиями государственных
органов, названных в разделе II перечня должностей федеральной
государственной службы, при назначении на которые граждане и при
замещении которых федеральные государственные служащие обязаны
представлять сведения о своих доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также сведения о
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557
(далее — аттестационные комиссии) в их состав в качестве постоянных
членов с соблюдением законодательства Российской Федерации о
государственной тайне включаются лица, указанные в пункте 8
настоящего Положения, а также по решению руководителя
государственного органа — лица, указанные в пункте 9 настоящего
Положения,
- В заседаниях аттестационных комиссий при рассмотрении
вопросов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, участвуют
лица, указанные в пункте 13 настоящего Положения.
- Организационно-техническое и документационное обеспечение
заседаний аттестационных комиссий осуществляется подразделениями
соответствующих государственных органов, ответственными за
реализацию функций, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента
Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065.
- Формирование аттестационных комиссий и их работа
осуществляются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми
актами Российской Федерации и настоящим Положением, с учетом
особенностей, обусловленных спецификой деятельности
соответствующего государственного органа, и с соблюдением
законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В
государственном органе может быть образовано несколько
аттестационных комиссий.