Какие преступления совершают больше всего в России, из-за чего продолжают падать самолеты и почему преступникам даже с миллиардным состоянием все сложнее прятаться за границей, в эксклюзивном интервью «Российской газете» рассказал Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.
Юрий Яковлевич, ушел в прошлое непростой 2013 год. Подводя итоги, что Вы можете сказать о состоянии преступности в стране?
Юрий Чайка: В ушедшем году сохранилась тенденция к снижению уровня преступности. Количество зарегистрированных преступлений за 10 месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным предыдущим периодом несколько снизилось — с 1,9 до 1,8 миллиона. Отрадно, что сократилось число убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований. Около половины всех зарегистрированных преступлений — это хищения чужого имущества: кражи, грабежи, разбои. К сожалению, более 40 процентов всех зарегистрированных преступлений остаются нераскрытыми.
Иностранные граждане сильно портят российскую криминальную статистику?
Юрий Чайка: Проблемы есть. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено свыше 10 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений. Выявлять правонарушения в среде мигрантов затрудняет коррупционная составляющая в действиях некоторых должностных лиц. Прокуроры и полицейские постоянно находят десятки и сотни мигрантов, зарегистрированных в так называемых «резиновых» квартирах и домах. И все это делается нашими «доморощенными» чиновниками. Такие случаи были в Москве, Московской, Иркутской, Тюменской областях, республике Башкортостан и других регионах. Так что, извините, как видите, дело не только в мигрантах.
Да, я Вас хорошо понимаю. Коррупционеры совсем страх потеряли?
Юрий Чайка: В конце уходящего года был задан новый импульс работе по противодействию коррупции. Либерализация же законодательства в этой сфере, как мы уже все видим, должным образом пока не срабатывает. Осужденные успешно уклоняются от уплаты многомиллионных штрафов. Это, безусловно, подрывает принцип неотвратимости наказания виновных и саму идею активизации противодействия коррупции. Поэтому действовать надо последовательно, наступательно и, что очень важно, системно. Нами сформулированы соответствующие поправки к уголовному закону, направленные на ужесточение наказания за взятки и иные коррупционные проявления. В целом только за 9 месяцев прошлого года судами рассмотрено около 8 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности.
А много среди осужденных больших чиновников?
Юрий Чайка: За совершение коррупционных преступлений осуждены более 800 должностных лиц правоохранительных органов. Кроме того, вынесены приговоры 637 должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе 168 должностным лицам органов исполнительной власти, 224 главам муниципальных образований и местных администраций, 5 депутатам представительных органов субъектов России и 73 депутатам выборных органов местного самоуправления.
Укрывать преступления и не возбуждать дела в том числе по заявлениям граждан правоохранители стали меньше?
Юрий Чайка: Во всех органах, осуществляющих предварительное расследование, продолжают вскрываться случаи укрытия преступлений. Мы нередко сталкиваемся с тем, что сообщения о них либо не регистрируются, либо гражданам отказывают в приеме заявлений. Кроме того, заявителей нередко склоняют к изменению показаний на некриминальные версии. Имеет место и банальная фальсификация материалов.
Конечно же, это не остается без соответствующего реагирования со стороны надзирающих прокуроров. За 11 месяцев 2013 года ими было выявлено более 140 тысяч ранее известных, но по разным причинам не учтенных преступлений. Это около 7 процентов от всех зарегистрированных.
Только в первом полугодии прошедшего года прокуроры поставили на учет более 100 умышленных убийств. Можно привести немало примеров, когда, благодаря нашей позиции, раскрывались умышленные убийства и другие особо тяжкие преступления, совершенные много лет назад.
Но есть и обратная сторона, когда дела ведутся излишне рьяно и под статью попадают непричастные.
Юрий Чайка: Вы абсолютно правы. Таких перегибов еще очень много. Прокурорам удалось отменить более чем 20 тысяч необоснованных постановлений о возбуждении уголовных дел. От безосновательного заключения под стражу спасены без малого 2 тысячи подозреваемых и обвиняемых, которых следователи просили взять под арест. Только в первом полугодии 2013 года по инициативе прокуроров свыше 300 человек освобождены из-под стражи, предотвращено проведение около 600 незаконных обысков и 200 необоснованных следственных действий, связанных с контролем телефонных и иных переговоров.
На протяжении последних лет люди идут за защитой своих интересов в прокуратуру. И знают, что здесь им окажут квалифицированную помощь, причем бесплатно. Кому и как вы помогаете?
Юрий Чайка: Да, Вы правильно подметили уже сложившуюся практику. Защита социальных и жилищных прав граждан — в числе приоритетов российской прокуратуры. В зоне особого внимания — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети и другие социально уязвимые категории. Такая тенденция продолжает сохраняться, и количество обратившихся к нам из года в год увеличивается. В канун Нового года я провел традиционную встречу с членами Общественной палаты России, где выступающие привели результаты последних исследований общественного мнения — налицо тенденция роста доверия к органам прокуратуры со стороны населения.
Например, по представлению Генеральной прокуратуры были восстановлены права блокадницы на получение выплат, которые положены награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Управление Пенсионного фонда отменило ей все выплаты всего лишь на основании письма администрации Калининского района. То обстоятельство, что в блокадном городе она прожила на 5 дней меньше установленного периода, не повлияло в 1996 году на принятое решение о выдаче ей соответствующего почетного знака. А вот сегодняшние чиновники по формальному поводу решили лишить блокадницу ее статуса, что, конечно, не могло остаться без внимания прокуратуры.
Долевое строительство по-прежнему остается миной замедленного действия, или такая покупка жилья вышла из зоны риска?
Юрий Чайка: Эта ситуация прокурорами продолжает мониториться. Причем на всех стадиях строительства многоквартирных домов — ведутся соответствующие реестры и идет оперативное взаимодействие с уполномоченными органами власти. Все это позволяет стабилизировать ситуацию. Результат — в ряде регионов количество «проблемных» домов значительно сократилось, многие уже введены в эксплуатацию. В прошедшем году зарегистрировано в два раза меньше сообщений о таких преступлениях, чем годом раньше. По результатам их рассмотрения возбуждено свыше 300 уголовных дел.
Несмотря на улучшение ситуации, прокуроры не ослабляют надзор за исполнением законов при долевом строительстве жилья. Только за 9 месяцев 2013 года выявлено более 2 тысяч нарушений законодательства, для устранения которых внесено свыше 600 представлений. К различным видам ответственности привлечено около 800 виновных должностных лиц.
За невыплаченной зарплатой люди тоже продолжают обращаться к прокурорам?
Юрий Чайка: По данным на 11 месяцев прошлого года прокурорами выявлено более 650 тысяч нарушений, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы. Судами удовлетворено около 330 тысяч наших исков о взыскании задолженности в пользу работников. За нарушения трудовых прав граждан к различным видам ответственности привлечено почти 40 тысяч должностных лиц. Более того, благодаря мерам прокурорского реагирования уже удалось погасить задолженность организаций по заработной плате перед работниками на сумму более 8 миллиардов рублей.
Люди, банкротящие предприятия, нередко сбегают за рубеж вместе с капиталами. Беглым преступникам стало труднее прятаться за границей? Сколько стран сотрудничает с Россией по выдаче криминальных беглецов?
Юрий Чайка: Список зарубежных партнеров, с которыми мы успешно сотрудничаем, с каждым днем становится все больше. В сфере экстрадиции и правовой помощи Генеральная прокуратура России сейчас работает с компетентными органами более чем 80 государств. У нас отлажено взаимодействие не только со странами СНГ, но и дальнего зарубежья: Швейцарией, Францией, Германией, Испанией, Финляндией, Грецией, Кипром и рядом других. Чтобы показать масштабы и опыт участия России в этом сотрудничестве, достаточно сказать, что мы ежегодно работаем почти с 10 тысячами запросов об оказании правой помощи по уголовным делам в сфере международно-правового сотрудничества. Причем более 2 тысяч из них касается экстрадиции лиц, совершивших преступления как в России, так и за рубежом.
Более 40 процентов всех зарегистрированных преступлений остаются нераскрытыми
Наметились положительные тенденции в работе по оказанию правовой помощи странам дальнего зарубежья. Созданы и действуют рабочие группы Генеральной прокуратуры России по сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства с компетентными органами США, Франции, Израиля и других.
В результате удалось вернуть в Россию ряд беглых преступников — фигурантов «громких», имеющих общественный резонанс дел, связанных с коррупцией, терроризмом и другими тяжкими преступлениями.
Например, Австрия выдала известного банкира, владельца банка ВЕФК Александра Гительсона, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. Молдова — эмиссара международной террористической организации «Имарат Кавказ» Асланбека Мирзоева, за которым подстрекательство к посягательству на жизнь сотрудника МВД России и ряд других преступлений террористической направленности. Украина выдала Михаила Волкова — участника экстремистского сообщества, которого подозревают в убийствах и нападениях по мотивам идеологической и национальной ненависти и вражды. ОАЭ вернули России Атобека Гулмамадова, готовившего к незаконному сбыту крупную партию героина, ЮАР — Александра Белого — контрабандиста и наркоторговца. Кипр выдал Дмитрия Зубаха, которому вменяется неправомерный доступ к банковским платежным системам в Москве и хищение крупных денежных сумм с расчетных счетов ряда организаций. Из Сербии выдан Илья Горячев, обвиняемый в создании и руководстве экстремистским сообществом, совершении в его составе ряда убийств и нападений.
Этот перечень достаточно большой, его можно было бы и продолжить. В этой связи я хотел бы отметить, что люди, которые у нас занимаются этим направлением прокурорской деятельности, ведут его несуетливо, но достаточно педантично и наступательно.
А Россия отвечает на запросы о выдаче наших граждан по уголовным делам из других стран?
Юрий Чайка: Своих граждан мы, конечно же, не выдаем. Это табу. Но мы добиваемся того, чтобы нам выдавались уголовные дела, возбужденные в отношении наших граждан, совершивших преступления за рубежом. И тогда мы уже здесь, в России, при подтверждении фактов совершения преступлений привлекаем их к уголовной ответственности.
За последние 5 лет в нашу страну поступило из-за рубежа более 800 поручений об уголовном преследовании россиян, совершивших преступления на территории иностранных государств. За указанный период нами направлено в другие страны более 500 поручений об осуществлении уголовного преследования иностранцев, преступивших закон на территории России.
Передача уголовного преследования позволяет нам соблюсти основополагающий принцип уголовного закона — неотвратимости наказания за совершенное преступление, а также обеспечить защиту прав потерпевших. Примеров тому немало.
В частности, россиянин Юрий Соловьев признан Московским областным судом виновным в совершении на территории США убийства, сопряженного с разбоем. Ему назначено наказание в виде 18 лет лишения свободы. Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики осудил к 9 годам лишения свободы гражданина России Имрана Шамсудинова за убийство, совершенное на территории Австрии. Алтайский краевой суд приговорил к 15 годам лишения свободы нашего гражданина Семенова, совершившего убийство в Казахстане.
Беглые капиталы из-за границы получается возвращать?
Юрий Чайка: Возвращение активов, полученных незаконным, в том числе коррупционным путем, мы рассматриваем как одно из важнейших направлений нашей работы.
Прокуроры отменили более чем 20 тысяч необоснованных постановлений о возбуждении уголовных дел
К примеру, в компетентные органы Содружества Багамских островов направлен запрос о правовой помощи по уголовному делу о причинении имущественного ущерба ОАО «Банк Москвы», в котором поставлен вопрос наложения ареста на более чем 8 миллионов долларов США в кредитном учреждении «Кредит Свис Эйджи». На Кипре рассматривается наше ходатайство о правовой помощи по уголовному делу в отношении бывшего депутата Госдумы Ашота Егиазаряна о наложении ареста в двух компаниях на сумму более 240 миллионов долларов США.
Во Францию направлен запрос об аресте расположенных в Куршевеле отелей «Кристалл» и «Пралонг» стоимостью 45 миллионов евро, принадлежащих печально известному бывшему министру финансов правительства Московской области Алексею Кузнецову. Кроме того, по информации швейцарских коллег, в отношении подельников Кузнецова возбуждено дело об отмывании средств, полученных преступным путем. В рамках этого дела наложен арест на недвижимое имущество и банковские счета на общую сумму более 10 миллионов швейцарских франков. Сейчас французские судебные инстанции рассматривают вопрос о его экстрадиции в Россию, и мы надеемся на положительное решение.
Компетентные органы Латвии по нашему требованию арестовали в Риге элитное жилье, принадлежащее бывшему руководителю «Банка Москвы» Андрею Бородину, обвиняемому в многомиллионных хищениях.
Украина удовлетворила запрос о наложении ареста на недвижимое имущество Бориса Березовского, а также на акции в принадлежащих ему компаниях. Сербским судом продолжает рассматриваться запрос о наложении ареста на акции 8 компаний, принадлежавших Березовскому.
Юрий Яковлевич, 12 января у Вас профессиональный праздник — день прокуратуры, которой в этом году исполняется 292 года. Примите наши поздравления. Что вы считаете главным условием в работе прокурора и какими качествами он должен обладать?
Юрий Чайка: Главное условие — это преданность закону, профессионализм и порядочность. Абсолютное большинство российских прокуроров всегда отличалось высоким представлением о долге и справедливости, неуклонным желанием честно служить своему Отечеству и народу. Сегодня на этапе развития демократической России как правового государства значение органов прокуратуры только возрастает. Ведь именно прокуратура является важнейшим правовым инструментом дальнейшего укрепления российской государственности и демократического строя. Именно прокуроры защищают права и свободы граждан и интересы государства. Будучи последовательными ревнителями законности, они входят в ту когорту державных людей, которые, цементируя государственные устои, стоят на страже фундаментальных основ общества, на передовом рубеже в борьбе с местничеством и ведомственностью, терроризмом и экстремизмом, сепаратизмом и коррупцией.
Что бы Вы пожелали своим коллегам накануне профессионального праздника?
Юрий Чайка: Пользуясь случаем, я через «Российскую газету» хочу поблагодарить и поздравить с праздником всех работников российской прокуратуры, всех тех, кто честно и ревностно служит своему Отечеству. Я желаю всем им, их родным и близким крепкого здоровья, благополучия, твердости духа и дальнейших успехов на ниве служения Закону и справедливости!
После каждой авиакатастрофы принимаются строгие меры, наказываются виновные, делаются серьезные выводы на будущее. И вдруг опять — очередная катастрофа в Казани. Что, кто-то опять недоглядел?
Юрий Чайка: Да, действительно, ситуация с безопасностью на воздушном транспорте вызывает у нас серьезные опасения. В июне мы провели в Генпрокуратуре межведомственное совещание, где обсуждались меры по снижению рисков в гражданской авиации.
8 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности рассмотрено судами за 9 месяцев
Согласно заключениям проведенных Международным авиационным комитетом расследований, причинами происшествий в большинстве случаев является человеческий фактор. Катастрофа Боинга-737 в Казани еще раз подтвердила наши выводы о недостатках при подготовке пилотов, выдаче и продлении сроков действия свидетельств авиационного персонала. Поэтому при проверке мы особое внимание уделяем процедуре выдачи свидетельств авиационному персоналу. Ведь на протяжении длительного времени отсутствовала необходимая нормативная база. В результате консолидированных усилий в августе прошлого года правительство утвердило соответствующие правила. В начале этого года они вступят в силу. Я уверен, что комплексные меры, принимаемые сейчас не только прокуратурой, весьма положительно скажутся на безопасности полетов.
Какие еще выводы сделаны по результатам проведенной проверки в связи катастрофой в Казани?
Юрий Чайка: После катастрофы на место незамедлительно выехала комиссия Генпрокуратуры. Кроме того, по всей стране была организована внеплановая проверка исполнения закона в сфере обеспечения безопасности полетов. Вывод комиссии: управление безопасностью полетов в авиакомпании «Татарстан» осуществлялось неудовлетворительно. За два года было допущено 28 авиационных событий. Несмотря на это, вопросам безопасности в авиакомпании должного внимания не уделялось. Имело место несоответствие руководителей авиакомпании квалификационным требованиям. Например, у генерального директора не было необходимого профессионального образования и стажа работы в авиации. Более того, руководящие работники авиакомпании были незаконно аттестованы на свои должности. По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования аттестация гендиректора аннулирована, он уволен.
Кроме того, к полетам допускались члены экипажей воздушных судов с незаконно выданными свидетельствами пилотов. В частности, командир разбившегося самолета имел подложное свидетельство пилота. Свидетельство второго пилота также было получено незаконно при отсутствии необходимой летной практики. Материалы по этим фактам переданы в Следственный комитет для организации уголовного преследования.
Российская Газета