Минобрнауки разработает к середине 2014 года проект стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как говорится в официальном сообщении Минобрнауки, стандарт может пройти апробацию в 2014-2015 году. Причем, для детей со слабым здоровьем появится сразу два вида стандартов — отдельно будут оговорены требования и условия для учебы школьников — аутистов.
В настоящее время такие не совсем обычные дети учатся либо в коррекционных школах, либо в обычных. В Москве такие школы называют инклюзивными. В регионах инклюзия развита очень слабо. Там практически нет этих особых школ.
Как учить особенных детей в обычной школе, что с них спрашивать, и какая образовательная среда им нужна, решают, как правило, сами педагоги методом проб и ошибок. Инклюзия — дело новое для России, первые выпуски таких учеников — девятиклассников были только в этом году. И школы, где есть особые ученики, оказались в трудной ситуации. Нет ответов на многие вопросы: начиная с подушевой оплаты на таких учеников, заканчивая сроками обучения и выдачей документа.
Одно дело — обучать школьника с ДЦП с сохранным интеллектом и совсем другое — ученика с синдромом Дауна. Совсем иная картина — с детьми-аутистами. Они, к слову, иногда показывают почти гениальные способности, но при этом совершенно не умеют общаться, к учителю запросто могут обратиться на «ты» или просидеть весь урок под партой. Различий, которые скрываются за формулировкой «ограниченные возможности здоровья» — тысячи. Поэтому «диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким — от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам», — говорится в сообщении Минобрнауки.
Российская Газета